Содержательная характеристика понятия

Наибольшую ценность в представленной модели составляет его содержательное наполнение, которая представлено двенадцатью терминами, заключенных в диапазон «логика-психология», где регулятором выступает воля. Поскольку здесь имеет место опережающее отражение действительности, в информационную модель введены цифры, которые указывают на данное обстоятельство. Речь идет об управлении уровневой структурой, внутри которой работает время в его физическом выражении интервалов прошлого, будущего и настоящего, находящихся в определенном соотношении. Так планирование предлагается вести в порядке «прошлое-будущее-настоящее»; прогнозирование, соответственно, - «настоящее-прошлое-будущее»; проектирование – «будущее-настоящее-прошлое»; моделирование – «прошлое-настоящее-будущее»

Данное утверждение совпадает с суждением Л.С. Выготского о том, что «сущность процесса развития заключается в прогрессирующей дифференциации и связанной с ним централизацией» [25, с. 118]. Таким централизующим органом выступает воля – регулятор понятийного подхода в психологии (табл. 2).

Через волю в иерархии понятию придается индивидуальный по содержанию бессознательный смысл, в координации - коллективное по форме бессознательное значение. При этом под смыслом понимается "индивидуальное значение слова, выделенное из объективной системы связей и состоящее из тех связей, которые имеют отношение к данному моменту и к данной ситуации". Значение – это «устойчивая система обобщений, стоящая за словом, одинаковая для всех людей, имеющая разную глубину, разную обобщенность, разную широту охвата обозначаемых им предметов с обязательным сохранением неизменного "ядра" – определенного набора связей" [64, с. 53].

Смысл и значение определяют пространственные и временные характеристики понятия. Как пишет Л.М. Веккер [20], "поскольку пространство и время – основные формы бытия объективной реальности, а мысль есть отражение этой реальности, пространственно-временные характеристики …неизбежно являются универсальными, присущими всем уровням познавательных процессов". Пространственные, методологические связи при этом укладываются в четыре измерения: длина, высота, глубина и ширина. Временная форма – в три: прошлое, будущее и настоящее. Именно эту феноменологию, как нам представляется, обнаружил Л.С. Выготский в своих исследованиях понятия. Здесь требуется дополнительный комментарий.

Иногда высказывается предположение, что пространство имеет более чем четыре измерения: X, Y, Z и момент существования во времени. По этому поводу Т.Н. Березина замечает, что 1) в психологии нет ни одной работы, где бы использовались хоть какие-то элементы многомерных моделей; 2) существование нашего мира в пространстве других размерностей невозможно [14, c. 68, 70]. Данную ситуацию В.А. Ясвин [101] описывает как пространственно-предметный компонент развивающей образовательной среды. В данном случае предметный мир укладывается в четыре разновидности: атрибуты, орудия, заместители и символы.

Что касается времени, то М. Хайдеггер [92] рассматривает его в нескольких ракурсах: 1) время внутримирно; 2) определяется заботой; 3) публично; 4) отрезочно-непрерывно; 5) экстатично; 6) временит из будущего [249, c. 173]. Особенно важен первый пункт, который в комментарии В.Н. Носуленко [6, с. 224] выглядит как связь бытия с окружающим миром, помещение деятельности, психики внутрь телесных процессов, а также и в процессы окружающего мира – природного и культурного. Важными являются еще два понятия, которыми оперирует М. Хайдеггер – «протягивание» и срок. По поводу первого можно сказать, что связность и непрерывность прошлого-будущего-настоящего как раз и обеспечивается этим актом. В живой иллюстрации - это можно видеть в рукопожатии людей, прежде незнакомых друг другу, которые, представляясь, открывают свое прошлое в надежде на аналогичный поступок партнера по общению, как бы приходящего из будущего. «Срок же – это инструмент согласования человеческих встреч, деятельностей, отношений и т.д. Прилагая сознательные усилия, чтобы успеть в срок, субъект сравнивает ряды данных, оценивает их по временной согласованности и старается привести в соответствие скорость своих действий с ходом процесса, который от него не зависит» [6].

Во временном (ударение на последнем слоге) анализе труда, который провел Ю.К. Стрелков [84], ставится вопрос, как успеть вовремя в трудовой ситуации? Ответ на него обозначается в трех словах: срок, ритм, место. Все они завязаны на субъекте деятельности, который стремится действовать точно. В свою очередь, точность, с точки зрения автора, – это предвидение, внимание, опыт. Психологическое содержание труда предлагается рассматривать предметно как воспоминания, восприятия, мысли, переживания. По поводу же формы говорится, что это – упорядочение, организация, закономерность мира и деятельности человека в мире [84, с. 328]. В качестве базового психологического понятия предлагается рассматривать понятие события. Тогда категория «понятие» и становится микрокартиной множества событий.

По-видимому, не случайно А.К. Болотова рассматривает психологию времени в контексте межличностных отношений [18]. Автор понимает под психологическим временем «отражение в психике человека временных отношений между событиями жизненного пути. Психологическое время характеризуется длительностью, последовательностью, скоростью и одновременностью протекания различных событий в жизнедеятельности субъекта» [18, с. 24] Важно научиться конструктивно распределять свое время, делегировать задания по степени важности. Овладение временем требует умений планирования времени, составления плана его использования [18, с. 109]. Собственно, из бюджета времени и вырастает психологическое проектирование труда работника сферы услуг.

Однако более точным будет психологическое объяснение, что такое «понятие». Для этого необходимо обратиться к психической организации человека. Она начинается с так называемой элементарной сенсорной психики, которая в простейшем случае представляет собой оболочку и содержащееся внутри ее ядро. Оболочкой понятия является его смысл; ядром – значение. Задача заключается в том, чтобы разглядеть под оболочкой смысла значение и сделать его инструментом жизнедеятельности.

Начать следует с реконструкции исторической сущности понятия, которая, будучи атрибутивной, открывается в логике внимания: форма, объем, действие, содержание. Интересно, что на этом и остановилась классическая психология, которая в логике дошла до подросткового возраста, когда формируется абстрактно-логическое мышление. Этому предшествует наглядно-действенное мышление ребенка дошкольного возраста и наглядно-образное - учащегося начальной школы. Можно видеть, что юность лишена собственной разновидности мышления, которое, как можно предположить, представляет собой модель понятия в рассматриваемом в настоящей работе смысле. Иными словами, реконструкция понятия начинается с анализа перцепции – эволюции психической организации, предназначенной для восприятия различного рода информации, и внутренней, и внешней.

Предшествующая же ей сенсорная психика раскрывает себя в физическом времени, где, в отличие от квадратуры исторических этапов, все события происходят в интервалах прошлого, будущего и настоящего, тождественных синкрету, категории и комплексу от понятия. В совокупности они поначалу дают «короткое замыкание» известной из бихевиоризма диады – стимул-реакция, которые охватывают прошлое и будущее. Данное обстоятельство позволяет установить границы понятия, содержимое которого теперь изучается в настоящем и становится эпицентром изучаемой сущности. На наш взгляд, рассматриваемым предметом-заместителем понятия является воля (табл. 2), которая символизирует собой единоначалие интеллектуальной психики. Последним в психике в работу включается сознание, которое позволяет «завязать узелки» на память в инновационном подходе к понятию, закрепляя его преимущества. Через наведение каждого критерия психологии на каждый параметр логики устанавливается структура понятия, благодаря чему оно раскрывает себя в полном объеме.

Значение сенсорики заключается в том, что он преобразует эволюционировавшую перцептивную психику, наделяя ее новыми свойствами - свойствами опережающего отражения действительности в виде планирования, прогнозирования, проектирования и моделирования. Определение каждого из них дано выше.

Опережение обуславливает специфический способ работы на каждом из уровней эволюционирующего понятия. Так по форме, где в дело включается планирование, все события происходят в диапазоне между прошлым и будущим, что позволяет вести работу над настоящим за «скобками» указанного диапазона (в табл. 2, строка «форма» и далее обозначено цифрами от 1 до 3). Можно сказать, что план, в рамках которого располагаются интересующие исследователя ценности, всегда оставляет свободным место для предстоящих поступлений. Частным случаем плана является «объем», где хранятся имеющие количественную определенность ценности отдельного субъекта, свидетельствующие об его материальном благополучии в соответствии с сословной принадлежностью. Поскольку в любом сословии имеется представление о нормативе, регламенте доходов, наполнение условий новыми ценностями происходит путем их перемещения из «хранилища» планов на территорию собственного «жилья». Причем происходит это в определенной последовательности «протягивания»: из настоящего в прошлое с перспективой на будущее. Цель при прогнозировании, как можно видеть (табл. 2, строка «объем» и далее по цифрам от 1 до 3), вновь уходит в будущее, но иным маршрутом, зеркально меняя в сравнении с планированием прошлое и настоящее.

Настоящий переворот в жизнедеятельности человека устраивает проект, который в своей функции действовать ассимилирует в себя и план, и прогноз. Примыкая к прогнозу, проект солидаризируется с ним в предстоящих ценностях будущего, в то же время парадоксально смещая срок реализации на прошлое, в промежутке предлагая уроки настоящего. Все в проекте направлено на то, чтобы повлиять на установки прошлого, привести их в соответствие с текущими событиями. В проекте согласуется врожденная статика психического, ее состояние покоя с нормативно навязанным динамичным темпом текущих событий, что, собственно, и уводит активность на уровне действия над понятием в виртуальный план (табл. 2, строка «действие» и далее по цифрам от 1 до 3). Формируется структура интеллекта [93], время, начиная «временить из будущего» (М. Хайдеггер), меняет характеристики длительности и последовательности на дискретность, складываются условия управления временем. Интеллект, как определяет его М.А. Холодная, есть «форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего» [93, с. 358]. Можно видеть, что в нашу трактовку интеллекта включается весь спектр «ментальных составляющих», правда, в иной последовательности: ментальные репрезентации будущего; ментальное пространство происходящего, скорректированные структуры прошлого.

Видоизмененные установки прошлого, приближенные к реальному опыту обеспечивают моделирование различных процессов – бытовых, трудовых, учебных, производственных, включая механизм «экстатичности» (М. Хайдеггер) – выпадение из времени и обогащение содержания. Здесь, как указывает В.Н. Носуленко [6, с. 230], происходит взаимное вхождение прошлого, настоящего и будущего одного в другое с появлением одновременности. Именно в таком порядке и действует механизм экстатичности (в табл. 2 строка «содержание» и далее по цифрам от 1 до 3), имея в виду, что экстаз – «(от греч. extasis - восхищение) - термин, зафиксированный еще в античной литературе, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности» (http://tolkslovar.ru/). Таким образом, понятие от единичной представленности самого себя в сенсорной психике, солидарной культуре, переходит в развернутое состояние в сознании познающего субъекта, предлагая полный алгоритм деятельности, в том числе профессиональной.

В информации, которую предоставляет категория «понятие», для нас важно то, что имеется возможность декодирования данного феномена. Она открывается в связи с пересекающимися отношениями индивидуального бессознательного логического пространства с коллективным бессознательным психическим временем, когда начинает работать сознание [29]. Как писал М. Мамардашвили (1990), «в пространстве мира есть какая-то точка, попав в которую мы просто вынуждены обратить себя, свое движение и остановиться, и именно в этой точке как раз и пересекаются определяющие бытие «силовые линии», попав в перекрестье которых мы и замираем, пораженные открывшейся вдруг мудростью, мудростью устройства мира». В нашем случае мы находим ряд точек, которые задают алгоритм деятельности в соответствии с понятием.

В.В. Давыдов определяет сознание как «воспроизведение человеком идеального плана (читай – проекта) своей целеполагающей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей» [29, с. 43]. В.М. Аллахвердов [3] рассматривает сознание как парадокс, изучая его как экспериментальную психологику, работающую по типу механизма проверки догадок об окружающем. Подобные догадки возможны, поскольку сознание работает в четырех режимах: логического механизма, изменяющегося потока, закона отождествления, закона последействия. На наш взгляд, логический механизм включается при наведении физического времени понятия на его историческое время, что по форме тождественно локальному хронотопу изучаемого феномена. Объем вводит выделенный блок в изменяющийся поток сознания, который детализирует пространство локального сектора познания. Действие по закону отождествления «достраивает» пространство до целостного образа. Наконец, содержание прокладывает путь закону последействия, выход за пределы непосредственной информации, совершение с окружением сделки, адекватной понятию.

Итак, попробуем войти в понятие со стороны синкрета в попытке воздействовать на его форму и фиксируя результат (табл. 2). Если учесть, что в психологии синкретизм (от греч. synkretismos — соединение, объединение) — нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка, то и в понятии первоначально присутствует свод самых различных сведений, посредством которых познающий субъект оценивает данный объект, трактуя его на собственный субъективный лад. Как говорит З. Фрейд [91], изначально субъект руководствуется двумя чувствами – удовольствия и неудовольствия, которые подлежат планированию. На этом фоне и возникают события. Здесь действительно может помочь только догадка, осуществленная посредством сознания, поставляющего информацию о том, что в данной обстановке наиболее приятно субъекту.

В комментарии к сознанию как логическому механизму В.М. Аллахвердов выделяет его базовое и поверхностное содержание, которые работают под прикрытием «защитного пояса вспомогательных гипотез», включающихся, когда противоречивость информации сопровождается ее искажением либо вообще удалением с поверхности сознания [3, с. 320]. Здесь необходим небольшой комментарий. Дело в том, что психология, руководствуясь наблюдением, заимствованным из педагогики, также привыкла скользить по поверхности сознания. До сих пор в качестве оснований психология использует естественно-научный метод [99], который пришел из психофизики, а она, в свою очередь, в лице немецких ученых Вебера и Фехнера установила логарифмическую зависимость между интенсивностью внешнего стимула и интенсивностью ощущений. Когда немецкий же ученый В. Вундт с помощью естественного метода интроспекции впервые попытался заглянуть в глубины психики, его поджидало разочарование от невозможности добыть оттуда информацию напрямую. Препятствием выступило бессознательное, требовавшее особого метода исследования, и его предложил З. Фрейд [91], который методом вербальных ассоциаций (психоанализа) добыл-таки информацию «из глубины». Однако ее качество было типично паталогическим, связанным с прошлым, что противоречило установкам будущего, соответствующих принципу «культуросообразности». Тогда ученые-психологи вновь вышли «на поверхность» и заскользили по ней посредством поведенческой психологии, что происходит до сих пор, несмотря на появление когнитивного и гуманистического направлений психологической науки.

С нашей точки зрения принципиальная ошибка психологии заключается в том, что она отказалась от базового содержания сознания в пользу поверхностного, лишившись доступа к наиболее ценной информации, существующей в психике в виде задатков. Попытка В. Вундта получить культурную информацию прямым путем была обречена на провал, поскольку психика тщательно оберегает свое содержимое, а самое ценное располагает в «подвале». Попытка З. Фрейда обойти препятствия с помощью слова как атрибута культуры была успешной, но привела на психическую «свалку», подобную деклассированным элементам общества – бомжам, бродягам, преступникам и т.п. Разрешение указанного противоречия возможно при использовании по-настоящему инновационного метода, который бы опирался на второй, внутренний контур регулирования ощущений – контур мысли как их разновидности. Не случайно анатомически слуховой орган в сенсорном и моторном звеньях разведен по разным местам: воспринимающее – в районе ушной раковины, двигательное – в области гортани. Это, собственно, и задает временной диапазон работы сознания. Поскольку вся процедура в данном случае имеет сложный характер, мы рискнули проанализировать ее детально.

Итак, если интеллект обеспечивает опережающее отражение действительности, то сознание направлено на согласование работы эволюционирующей сенсорики и революционирующей перцепции в их единстве. В простейшем случае опережения сознание связывает перцептивный план с «накрывающим» его сенсорным проектом таким образом, что до встречи с настоящим события уводятся либо в прошлое, либо в будущее. При этом прошлое составляет базу плана, а будущее остается на поверхности того же плана в силу высокой степени неопределенности его судьбы. Если до поры до времени язык синкрета не несет в себе информации и нивелируется работой сознания, то однажды при сравнении неупорядоченных элементов синкрета – удовольствия и неудовольствия – звучит диффузный «сигнал» с базы, что свидетельствует о зрелости события, значимого для данного случая (табл. 2, пересечение столбца «синкрет» и строки «форма») [10]. В итоге строится вспомогательная гипотеза причины нестандартной пульсации глубинной психики, вызванной воздействием синкрета. Например, перед целенаправленными занятиями спортом сигналом является предпочтение того или иного вида активности: занятий на свежем воздухе или в помещении; движение или размышление; напряжение или расслабление. Если выбор пал в пользу движения, то сигналом в синкрете является другое предпочтение – без предмета или с предметом. Если опять же без предмета, то бег или борьба и т.д., пока удовольствие не просигнализирует с полной силой.

Как правило, освоение движений начинается с циклической активности – ходьба, плавание, которые в период новорожденности родители-новаторы иногда меняют местами. Однако ближе к подростковому возрасту актуализируется значение сложнокоординированных видов физических упражнений, таких как гимнастика и штанга, наиболее приближенных к предметному миру профессий. Не случайно, еще в Античные времена одна из ступеней образования была связана с гимнастикой, откуда пришли «гимнасии», сегодня известные как «гимназии» - учебные заведения гуманитарной направленности. С тех пор оставалось загадкой, почему гимнастика ассоциировалась у греков с гуманитарным знанием. В наши дни разгадку неожиданно дал один из целителей, к которым у автора существует давнее предубеждение, но в данном случае попадание самородка-дилетанта было что называется «в яблочко».

Некто А.И. Самодумов, позиционирующий себя как принадлежащий к когорте целителей, предложил метод, который он назвал «Гравитационная гимнастика» [70]. Этот лекарь-самородок, с детства занимавшийся штангой, гимнастикой, другими видами спорта, открыл, как он говорит, способ омоложения с помощью физических упражнений. Еще в советские времена он стал полулегально проводить опыты по своей методике, которую в наши дни благополучно апробировал в США (г. Атланта, штат Джорджия), где получил понимание и поддержку, как научного сообщества, так и широкой публики. Достаточно сказать, что курс по авторской методике прошли Джейн Фонда, Джордж Буш (старший), известный хоккеист Илья Ковальчук.

Сущность метода заключается в использовании сверхнагрузок, позволившие автору оторвать от помоста штангу весом в шесть с половиной тонн. Работа с весами от 700 до 1500 кг – обычное дело уже для младших подростков – его учеников. Психологически обнаруженный А.И. Самодумовым феномен объясняется тем, что автор фактически провел «вскрышные» работы над генетикой, оперативно высвобождая генетический ресурс, который в последующем используется в интеллектуальной деятельности, превращаясь в способности. Американцы провели тщательное исследование предложенного метода и подтвердили его объективность, исключив профанацию, которой обычно грешат целители.

Коротко говоря, если удается высвободить ресурс генетики без мотивационного участия – слабом месте нашего соотечественника, - то остальное остается делом техники. Не случайно, в статистике автора методики «Гравитационная гимнастика», преобладают девочки, девушки, женщины, более способные к переработке информации, чем мужчины. Если все идет так, как утверждает автор, то потребуется оперативная переработка информации, добытой из генетических глубин. И здесь работает механизм, который, по словам В.М. Аллахвердова, соответствует «закону разрыва шаблона – неожиданной смене контекста, вызывающей эмоциональный шок и сбой в поведении, пока в результате работы защитного пояса сознания не произойдет переинтерпретация ситуации и не будет найден новый контекст [3, с. 329].

В том же примере движений без предметов постепенно выявляется принципиальное предпочтение - циклическая или ациклическая активность, смещающаяся в пользу второй, которая поначалу становится гимнастикой, а затем и сложнокоординированной деятельностью по поднятию тяжестей [12, с. 126]. В случае с понятием, вновь рожденным контекстом выступает категория, заключенная в форму, поэтому наблюдается изменение неопределенности слуховой модальности сигнала с сопровождающими его междометиями на однозначность визуального «признака» - поверхностного коррелята исходной причины (табл. 2, пересечение столбца «категория» и строки «форма»). Истинным признаком будет то, что вызывает у человека неудовольствие, в нашем случае - невозможность работы с неподъемными весами. Этот пункт и подлежит наиболее тщательному планированию, поскольку из практики известно, что наибольшую проблему для человека составляет стремление к желанному, но недоступному. Таким образом, признаком понятия как такового является категория «невозможного», которая и ставит заслон перед всеми устремлениями рядового человека.

В одной из работ последнего времени [85] имеются факты в пользу данного суждения. Автор исследования изучил особенности Я-реального и Я-идеального у трех групп испытуемых: успешных бойцов спецназа, неуспешных бойцов и курсантов военного училища, только готовящихся влиться в ряды сотрудников сил специального назначения. Анализ показателей по сферам Я - реальное и Я - идеальное у здоровых, как их называет автор, сотрудников спецподразделений внутренних войск и проявляющих социально-адаптивное поведение, показывает умеренное расхождение, в среднем в 1,6 балла, между этими феноменами по всем октантам методики Лири, кроме восьмой. Высокая степень расхождения между показателями сфер «Я - реальное» и «Я - идеальное», в среднем в 3,6 балла, выявлена у будущих сотрудников спецподразделений внутренних войск. У «больных» сотрудников спецподразделений внутренних войск расхождение в баллах между сферами «Я - реальное» и «Я идеальное» составило только 0,5 балла в среднем. Можно сказать, что «дошкольники» от профессии еще не потеряли надежду «допрыгнуть до неба», их старшие товарищи из разряда успешных в профессиональной деятельности ставили цели в пределах верхней планки досягаемости, наконец, «больные» удовлетворялись скромными притязаниями в рамках текущих дел.

И в дополнение к сказанному: «Слитность между реальным и идеальным Я у больных сотрудников приводит к отсутствию стремления к самосовершенствованию, лишает индивида стимула к развитию, снимает необходимость контроля над своими действиями, создает ощущение полной удовлетворенности собой и отсутствия проблем, конфликтов при фактически нарушенных отношениях с социальной средой» [85, с. 113]. Как это напоминает ярлык бесперспективного учащегося начальной школы!

Автор же методики «Гравитационная гимнастика Самодумова» (ГГС) объясняет, что через штангу человек связывается с Гравитацией, которая есть первопричина Вселенной и ее Высшее Сознание, сознательная, созидающая, универсальная и всепроникающая субстанция Эволюции, та жизненная сила, которая нас создает как материально, так и духовно». И в то же время: «ГГС позволяет каждому человеку открыть в себе неисчерпаемый источник здоровья и сил для реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, познать свою истинную природу; почувствовать полную гармонию с миром, стать всем, чем он хочет, а не только мечтает…» [70]. Так удивительно уживаются в целителе-самородке восточная эзотерика с практикой реальных физических упражнений.

В нашем же случае непрерывность звучания сигнала и сопровождающего его признака при возникновении препятствий или, как говорит В.М. Аллахвердов, «нарушении ситуативной закономерности, ведет к разрушению привычных схем поведения, к затруднениям в принятии самых простых решений, вызывает сбой в поведении и хаотические попытки избавиться от навязанной ситуацией закономерности» [3, с. 339]. Закономерность, в свою очередь, касается многозначности сигналов синкрета и однозначности признака. Возникает соблазн «сравнения» сигнала и признака, в результате чего первенство остается за вторым, поскольку он более определен, но из сущности извлекает только явление (табл. 2, строка «форма», термин под цифрой 3), что в естественном отборе свидетельствует в пользу спорта или других видов занятий – рисование, лепка, конструирование, декламация, т.е. того набора, который характерен для старшего дошкольника. Он подменяет известное «Как прыгну до неба!» более приземленной сущностью, которая попадает под действие психологических защит в силу личной значимости для субъекта познания, когда обязательства перед предстоящей начальной школой перекрывают притязания перед наивысшими достижениями. В последующем цикличность повторений ставит крест перед притязаниями вообще.

И только подростковый возраст оставляет возможность «крылатости», если удается переступить себя, сравнявшись в достижениях со взрослыми. Предпочтение очевидного перед сомнительным, труднодоступным внутренним покрывает явление густой сетью психологических защит. Эта первая разновидность глобального феномена профессиональной децентрации представляет собой «общий термин, обозначающий активную борьбу Я против опасности - как правило, угрозы утраты объекта любви, любви со стороны объекта, кастрации и осуждения со стороны Сверх-Я и сопутствующих неприятных аффектов - в ходе развития и на протяжении дальнейшей жизни» [87].

Хотя термин «защита» впервые был использован З. Фрейдом в работе «Защитные невропсихозы» (1894), в действительности заслуга глубокого изучения психологических защит принадлежит его дочери Анне Фрейд, которая ввела в психологическую науку сам термин «защитный механизм». Он впервые появляется в классической работе Анны Фрейд «Я и защитные механизмы» (1936), где описано десять форм активности - или методов деятельности Я, - выполняющих защитную функцию [90]. По ее мнению, механизмы защиты действуют по отдельности либо появляются совместно в изменчивых и взаимосвязанных паттернах, используя различные формы поведения, идеи, аффекты, стороны характера, другие функции Я и даже влечения.

В характеристике психологических защит, данной А.В. Соловьевой [72], говорится, что имеет место двоякая трактовка феномена. В широком смысле данный термин употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, а в узком смысле - специфическое изменение содержания сознания посредством функционирования ряда защитных механизмов. В то же время, по Р.М. Грановской и И.Я. Березной [28], психологические защиты по функциям противоречивы: адаптация человека к собственному внутреннему миру, с одной стороны, и возможное ухудшение приспособленности к внешней социальной среде, с другой. И добавляется, что психологическая защита ограждает сознание от информации, которая может разрушить целенаправленное мышление, настроенное на решение проблемы в соответствии с отображаемой картиной ситуации.

В конечном итоге, под психологической защитой А.В. Соловьева предлагает понимать последовательное искажение эмоциональной (сигнал – по нашей терминологии) и когнитивной (признак) составляющих образа реальной эксквизитной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду в том случае, если бы ситуация была отражена в предельно возможном для него соответствии с реальностью. Эксквизитными же считаются такие ситуации, которые характеризуются наличием предельно обостренного противоречия, требующего своего снятия: стрессы, фрустрации, конфликты, кризисы и т.д.

Интересное метафорическое представление о психологических защитах дал Ф. Кафка: «Я пишу иначе, чем говорю, говорю иначе, чем думаю, думаю иначе, чем должен думать, и так далее до самых темных глубин» [цит. по 28, с. 67]. По-видимому, философ имел в виду то, что психологические защиты преломляют, искажают информацию, которая поступает из глубин психики. По всей вероятности, действует и обратное правило: информация, поступающая извне, интерпретируется на генетический лад. Во всяком случае, младший школьник, опутанный невозможностями, покрывает себя густой сетью психологических защит, границы которых располагаются на рубеже незатейливых притязаний. Тем более что, проходя через дошкольное детство, ребенок привыкает руководствоваться принципом удовольствия [19].

Подросток, формат которого к пубертату уже сложился, еще имеет шанс совладать с психологическими защитами, но привычка все делать по указке, повторяя известное, оставляет его внутри ячейки нарождающейся личности, препятствуя полноценной встрече с окружающим миром. Интенсивные физиологические изменения пубертатного периода, по-видимому, «взламывают» часть защит, но к юности, когда «физиологическая буря» утихает, все возвращается на «круги своя». Необходимо сверхпреодоление, соразмерное основной подростковой потребности «быть и считаться взрослым», когда бы имели место не квазидостижения, а реальные результаты деятельности.

В одном из наших изданий [10] мы уже писали, что единственной деятельностью, доступной подростку в объеме взрослого человека, является спорт, позволяющий к отрочеству войти в фазу или стадию профессионального совершенствования. А.И. Самодумов [70] не только подтверждает данный тезис, но и идет дальше, предлагая в сложнокоординированной деятельности сверхнагрузки, соразмерные существующим рекордам. Предупреждая возражения против занятий девочек-подростков поднятию тяжестей, автор методики говорит о том, что, несмотря на работу с ними, штанга не влияет на детородные функции женщины, более того, все проблемы, связанные с гинекологией, исчезают как страшный сон, а женщины рожают быстро и безболезненно. Мы же утверждаем, что предложенная методика в сочетании с особенностями подросткового возраста позволяет гарантированно «взломать» психологические защиты, освобождая место для самого романтичного периода жизни – юности человека.

Хотя в литературе говорится о широком многообразии психологических защит, тем не менее, в одной из предложенных диагностик данного феномена речь идет только о восьми из них [56]. Говорится о восьми базисных защитных механизмах, которые соответствуют определенной эмоции и, реализуя определенную функцию – блокирование или реализацию импульса, - управляют процессом их выражения (табл. 4).

Таблица 4

Психологические защиты

(по Р. Плутчику, Х. Келлерману и Х. Р. Конте)

Основная эмоция Защита Внутриличностный элемент Защитные цели
Радость Реактивное образование Ид Блокировать импульс
Принятие Отрицание Ид Блокировать импульс
Удивление Регрессия Суперэго Блокировать импульс
Отвержение Проекция Суперэго Реализовать импульс
Страх Подавление Суперэго Реализовать импульс
Печаль Компенсация Суперэго Реализовать импульс
Гнев Замещение Ид Реализовать импульс
Ожидание Интеллектуализация Ид Блокировать импульс

В планах подготовки персонала сферы услуг высшей квалификации этот момент должен быть обязательно учтен, в противном случае, подстерегает опасность недолговечности карьеры, с чем мы столкнулись, например, у биржевых брокеров. Иначе говоря, позитив, т.е. внутреннее самоощущение удовольствия, должен перекрывать негатив невозможности путем не только мыслей о высшем, но и реальных достижений, которые в каких-то отношениях превосходят текущие рекорды. Тогда зашитой можно назвать все произвольные и по большей части бессознательные процессы, механизмы, благодаря которым эго избавляется от неприятных переживаний и аффектов (или от их когнитивных элементов) [87]. Можно предположить, что к самостоятельному совладанию с психологическими защитами склонны только одаренные от природы подростки; их менее удачливые в генетическом смысле сверстники должны использовать искусственные процедуры освобождения от подобного рода «пут».

Однако ссылаясь на спорт, мы не забываем, что имеется один проблемный момент, который касается раннего отбора в спортивную секцию еще в дошкольном возрасте. Речь идет о гимнастике, художественной гимнастике, плавании, синхронном плавании и т.д. Ограничение ребенка в знакомстве с так называемыми творческими видами деятельности – лепка, конструирование, рисование – под предлогом занятий в дошкольной спортивной секции, ранняя специализация может привести к психологическому срыву в более позднем возрасте, как правило, подростковом. Автору известен случай, когда гениальный мальчик, игравший на флейте с преддошкольного возраста и к 10 годам выступавший в концертах с известнейшими музыкантами, в 13 лет категорически отказался брать в руки инструмент, чем привел в шок и родителей, и наставников, и старших товарищей. Сегодня это заурядный обыватель в возрасте за 20 лет, промышляющий фактически случайными заработками. Можно сказать, что особенно катастрофически ранняя специализация сказывается на мальчиках. Мы же констатируем, что логический механизм исчерпывает себя и уступает место изменяющемуся потоку сознания, где проходит последующая работа над понятием.

Если форма охватывает дошкольное детство, а также младшую и основную школу с первого по девятый класс, то объем целиком посвящен старшим классам. Мы рассматриваем объем как количественную характеристику генезиса понятия. Если счита<

Наши рекомендации