Тема 6. Возраст и возрастная периодизация
Вопрос 1. общая характеристика возраста
Возраст - это конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Л.С. Выготский определял возраст следующим образом: «каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития». По мнению других авторов, возраст - объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе. Она представляет собой совокупность закономерных физиологических и психологических изменений, которые не связаны с индивидуальными различиями, а являются общими, типическими для всех людей. Возраст-понятие общественно-историческое.
Возраст не дан изначально, не связан с какими-либо врожденными характеристиками индивида. Содержание возраста - те культурные, исторические задачи, которые должен решить человек. Эти задачи являются качественно иными на каждом историческом этапе развития общества.
Л.С. Выготским было показано, что существует внутренняя связь между возрастной периодизацией и историческими изменениями системы общественного воспитания и обучения. Следовательно, детство, отрочество, юность и все другие возрасты человека можно рассматривать как конкретно-исторические определенности, которые зависят от характера и уровня развития всего общества.
Возраст - понятие неоднородное. Выделяют возраст абсолютный, или календарный, паспортный, хронологический. Это - длительность существования объекта, его локализация во времени. Он выражается количеством временных единиц. Следует подчеркнуть, что возрастные изменения личности не прямо пропорциональны числу прожитых человеком лет. Между ними существуют сложные, опосредствованные отношения. Хронологические границы могут сдвигаться. Один человек вступает в новый возрастной период раньше, другой - позже.
Возраст условный, или возраст развития, определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-либо качественно-количественных признаков.
В свою очередь, в условном возрасте различают биологический, социальный и психологический возрасты. Возраст биологический определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Возраст социальный измеряется путем соотнесения уровня социального развития ребенка с тем, что статистически нормально для его сверстников. Возраст психологический определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующими среднестатистическими нормами для данного возрастного периода.
Помимо этого в психологии используется также понятие «возраст субъективный». Это - возраст, переживаемый личностью, имеющий внутреннюю систему отсчета.
вопрос 2. сензитивные периоды
Для каждого человека в период жизни характерна неравномерность психического развития, которая заключается в том, что при любых условиях обучения и воспитания у ребенка различные психические проявления, психические функции и психические свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. В определенные периоды возникают наиболее благоприятные условия для развития разных сторон психики. Возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут наиболее благоприятными, называют сензитивными периодами, т.е. особенно чувствительными к соответствующим внешним воздействиям. Например, для развития речи сензитивным считается период до 5 лет; для развития многих двигательных навыков – младший школьный возраст. Считается, что если упущен Сензитивный период, то в дальнейшем соответствующие качества развиваются с трудом и не достигают совершенства.
вопрос 3. возрастные периодизации
Л.С. Выготским было показано, что детская жизнь состоит из эпох, которые характеризуются медленным эволюционным развитием и отделяются друг от друга кризисами - периодами бурного, революционного развития. В эпохи эволюционного развития изменения в личности ребенка происходят незаметно - «развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка...»; накапливаясь до определенного предела, они обнаруживают себя в виде скачкообразного новообразования.
Стабильные периоды длятся несколько лет. Л.С. Выготский выделил в своей периодизации следующие стабильные периоды детского развития:
- младенчество - от 2 месяцев до 1 года;
- раннее детство - от 1 года до 3 лет;
- дошкольный возраст - от 3 до 7 лет;
- школьный возраст - от 8 до 12 лет;
- пубертатный возраст - от 14 до 17 лет.
Кризис - это переходный период от одного этапа детского развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и означает окончание одного этапа развития и начало другого. Основной смысл переходного периода состоит в позитивных изменениях личности. Кризис длится несколько месяцев, иногда - один или даже два года. Развитие в кризисные периоды протекает бурно, стремительно. Согласно Л.С. Выготскому, кризис - это кульминация микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода; это - «поворотные пункты в детском развитии».
Д.Б. Эльконин разработал несколько отличную периодизацию детского развития. В ее основу было положено понятие ведущей деятельности. Под ведущей деятельностью в возрастной психологии принято понимать такую деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, характеризующих главные приобретения данного периода развития. Он выделил следующие виды ведущих деятельностей, которыми отличается каждый период детства:
1) младенчество (0 -1 год) - непосредственно-эмоциональное общение;
2) раннее детство (1-3 года) - предметно-манипулятивная деятельность;
3) дошкольный период (3-6,7 лет ) - ролевая игра;
4) младший школьный возраст (7-10 лет) - учебная деятельность;
5) подростковый возраст (10-15 лет) - интимно-личное общение;
6) ранняя юность (16 - 18 лет) - учебно-профессиональная деятельность.
Рассмотрим основное содержание данной возрастной периодизации. Д.Б. Эльконин анализировал процесс формирования личности и сделал вывод о том, что этот процесс происходит в форме освоения двух групп деятельностей. В первую группу входят деятельности, внутри которых происходят интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и отношений между людьми. В эту группу деятельностей, которые происходят в системе «ребенок - общественный взрослый», автор относит следующие виды:
1) непосредственно-эмоциональное общение младенца;
2) ролевая игра дошкольников;
3) интимно-личное общение подростков.
Вторую группу составляют деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. В эту группу деятельностей, происходящих в системе «ребенок - общественный предмет», автор относит следующие виды:
1) манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста;
2) учебная деятельность ребенка раннего возраста;
3) учебная деятельность младшего школьника;
4) учебно-профессиональная деятельность старших школьников.
Несоответствие между мотивационно-потребностной сферой ребенка, которая формируется в процессе деятельностей первой группы, и операционально-техническими его возможностями, которыми он овладевает в процессе деятелъностей второй группы, и составляет, по Д.Б. Эльконину, основное движущее противоречие психического развития ребенка.
Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности. За деятельностью одного типа - ориентацией в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они становятся причиной развития.
Таким образом, опираясь на такие показатели как, ведущая деятельность, психические новообразования и возрастные кризисы в современной отечественной возрастной психологии существует следующая периодизация детства.
§ от рождения до 1 года – младенческие возраст, заканчивающийся кризисом 1 года.
§ от 1 года до 3 лет – ранний детский возраст, заканчивающийся кризисом 3 лет.
§ от 3 до 7 лет – дошкольный возраст, завершающийся кризисом 7 лет.
§ от 7 до 10 лет – младший школьный возраст.
§ от 10-11 до 14-15 – подростковый возраст.
§ от 14-15 до 17-18 – ранний юношеский возраст.