Прочитайте и законспектируйте. Вместе с принципами детерминизма и системности важнейшее значение для создания
Вместе с принципами детерминизма и системности важнейшее значение для создания психологии как науки, ориентированной на изучение объективных закономерностей личности человека и его психики, имеет принцип развития. Любое явление, которое рассматривается психологом, может получить адекватное объяснение, если оно становится предметом изучения в его развитии. Это относится как к филогенетическим процессам, так и к онтогенезу животных и человека. Касательно личности, важнейшим фактором ее развития является историогенез, то есть освоение культуры как важнейшей стороны накопленного человечеством социального опыта. Биологическое в развивающейся личности выступает в преобразованной форме как социальное.
При этом следует теоретически различать социализацию как процесс и результат освоения опыта (как культуры, так и антикультуры) и включения человека в систему образования, который понимаем как целенаправленная и планомерно осуществляемая социализация в пользу человека и (или) общества, к которому он принадлежит. Социализация носит стихийный характер в отличие от образования, которое допускает специальную педагогическую организацию.
В теоретическом плане представляет значительный интерес вопрос о соотношении обучения и развития (Ж.Пиаже, Дж.Брунер и др.). Самый продуктивный подход к решению этой дискуссионной проблемы был предложен Л.С.Выготским, который показал детерминированность развития процессами обучения, в более широком понимании - образования.
Это не снимает вопрос об определении роли наследственного (биологического) фактора в его сопоставлении с культурно-историческими, социально-обусловленными детерминантами, среди которых важнейшее значение имеют процессы обучения. Биологическое и социальное, наследственное и приобретенное, и их определяющее значение в течение многих лет так или иначе становится отправным пунктом для построения разных теоретических конструкций, реализующих принцип развития (психоаналитические течения, бихевиоризм, необихевиоризм, концепция рекапитуляции Ст. Холла, теория конвергенции двух факторов В. Штерна и др.).
Принцип развития в советский период. В российской психологии принцип развития приобрел своеобразный характер. Психология в советский период, "избрав" особенный путь своего становления, оказалась в стороне от мировой психологической науки. Этот "выбор" объяснялся конкретно историческими причинами, и в частности тем, что может быть обозначено как применение учеными тактики выживания. Поскольку наука могла сохранить себя только двигаясь в русле идей марксизма, ей приходилось в данной идеологической парадигме отыскивать то, что, с одной стороны, могло ей прибавить импульс для получения реального результата исследования, а с другой стороны, не противостоять официальным установкам власти. Эту возможность открывало, в частности, обращение к принципу развития, философские основы которого содержались в трудах Гегеля, Маркса и Енгельса.
Именно по этой причине в 20-ые годы интенсивно проводились исследования в области сравнительной психологии, возвращенной к филогенезу в животном мире (В.А. Вагнер, Н.Н. Ладыгина-Котс, Г.З. Рогинский, В.Н. Боровский и др.), а также в детской (возрастной психологии), интегрированной в комплекс педологических наук (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, М.Я. Басов и др.).
Таким образом, принцип развития, детерминирующий трактовку процессов фило- и онтогенеза, а следовательно, дающий возможность продолжить работу в ряде отраслей психологической науки, оказался "освященным грифом" диалектико-материалистической методологии. Обращение к принципу развития позволило психологам в советский период не допустить полную изоляцию науки от процессов, которые разворачивались в мировой психологии.
В работах как российских, так и зарубежных ученых принцип развития рассматривался как взаимосвязь изменений психологических явлений и порождающих их причин. При этом бралась во внимание зависимость превращений психических явлений от их включенности в целостную систему.
Новообразования в ходе психического развития характеризовались: необратимостью изменений, их направленностью, закономерностью превращений, их трансформацией от этапа к этапу развития, "надстройкой" новых превращений, над предыдущими, которые имеют не только количественные, но и прежде всего качественные параметры.
Если к началу 70-х годов в психологии доминировала проблема развития психики, то в последующие десятилетия был осуществлен переход к решению вопроса о развитии личности человека, к построению соответствующей периодизации его этапов. Одним из вариантов решения этой проблемы стало обращение к возможностям социальной психологии. Как системообразующее начало был принято принцип деятельностного опосредования, детерминирующий закономерности перехода от одного возрастного периода к другому. На этом основании была построена периодизация развития личности.
Примерами психологических исследований, построенных на основе принципа развития, кроме возрастной периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготского, в отечественной психологии есть:
• Исследование ведущих видов деятельности в разные возрастные периоды детства Д.Б.Эльконина. На основе выделения двух групп ведущих деятельностей (первая группа - это деятельности, направленные на овладение средствами общения ребенка с другими людьми, вторая группа - деятельности, связанные с развитием предметно-ориентированного познания окружающего мира) Эльконин построил модель поочередного изменения деятельностей, относящихся к 1 и 2 группам. Чередование ведущих видов деятельностей приобрело такой вид: непосредственно эмоциональное общение в возрасте младенца (1 гр.); предметная деятельность в раннем возрасте (2 гр.); сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте (1 гр.); учебная деятельность в младшем школьном возрасте (2 гр.); интимно-личностное общение в подростковом возрасте (1 гр.); учебно-профессиональная деятельность в ранней юности (2 гр.).
• Исследование возрастных форм общения ребенка первых 7 лет со взрослыми М.И.Лисиной. Лисина выходит из рассмотрения общения как особенного вида деятельности, выделяет его деятельностную структуру (цель, мотивы, средства, результаты), исследует их возрастные изменения и на этой основе выделяет четыре последовательных формы общения ребенка со взрослым человеком: а) ситуативно- личностное общение, доминирующее в возрасте от 1,5 до 6 мес.; б) ситуативно-деловое общение (6 мес. - 3 г.); в) внеситуативно-познавательное (3 - 5 л.); г) внеситуативно-личностное ( 5 - 7 г.).
• Исследование возрастных особенностей мотивационно-потребностной сферы ребенка Л.И.Божович. Рассматривая личность как человека, который достиг определенного, достаточно высокого уровня развития, признаком которого являются сознательная опосередкованисть поведения, Божович выделяет ключевые новообразования личностного развития ребенка в разные возрастные периоды. У младенца в конце первого года жизни возникают мотивационно заряженные представления, которые впервые способны «вывести» поведение ребенка за пределы непосредственно действующих факторов; в раннем возрасте возникает «система Я», то есть представление о себе, связанное с желанием удержать позитивное самочувствие, которое, в свою очередь может вступать в противоречие с внешними требованиями; в дошкольном возрасте возникает иерархия мотивов, которая свидетельствует о возникновении опосредованного поведения; в кризисе 7 лет впервые формируется внутренняя позиция ребенка, а позже - внутренняя позиция школьника; в подростковом возрасте возникает личностная рефлексия и основанное на ней стремление быть на уровне собственных требований к себе, что свидетельствует о сформированности достаточно сложных механизмов внутренней, опосредованной регуляции поведения.
Следовательно, принцип развития может и должен рассматриваться в единстве с двумя другими принципами построения психологической теории - детерминизма и системности.