Теории личности и практика консультирования
Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Р.Кочунас утверждает, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов.
Каждая теория выполняет четыре основные функции:
· обобщает накопленную информацию;
· делает более понятными сложные явления;
· предсказывает последствия разных обстоятельств;
· способствует поиску новых фактов (George, Cristiani, 1990).
Теория помогает консультанту обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу большинства их проблем и формы проявления конфликтов, способствует эффективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования.
Каждый консультант на основе практики "конструирует" свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации (психоаналитическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциально-гуманистическую). С накоплением опыта постоянно происходит корректировка, расширение, укрепление теоретической базы.
От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего, его определяет точка зрения консультанта на природу человека. Теория помогает консультанту ответить на принципиальные вопросы:
· что есть человек?
· какие врожденные тенденции ему свойственны?
· свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или же определяется наследственностью и событиями прошлого?
· существуют ли предпосылки изменения человека и как он может изменяться?
Ответы на эти вопросы определяют, как консультант понимает структуру личности, детерминацию поведения, генезис патологии, перспективу нормального развития.
Главные принципы основных школ психологического консультирования и психотерапии существенно отличаются (См.: Таблица 2).
Таблица 2. Теоретические принципы
современных психологических направлений