Логика построения стадиальной теории интеллектуального развития
В пиажеанской абстракции заложена огромная сила, но – увы! – и причина больших проблем. Сила пиажеанской абстракции в том, что трансформация умственных моделей – универсальный механизм, к которому прибегает любое мышление: пространственное, числовое, вербальное, моральное и т.д. Умственная трансформация связана со структурой задачи, то есть совокупностью отношений, заданной на ее элементах. Структура задачи определяет, какие трансформации умственной модели необходимы для решения. Таким образом, пиажеанство – структурный подход: оно позволяет установить связь между уровнем умственного развития ребенка и тем, задачи какой структуры он может решать. В результате создается мощный эмпирический метод, который оказывается способен пронизать все области человеческого мышления: пространственные отношения и моральные суждения, скорость – время и число, а также многое другое. За счет этого создается всеобъемлющая теория интеллектуального развития, которая позволяет делать предсказания в любой области.
Хроногенный характер задач на трансформацию умственных моделей позволяет произвести достаточно четкую временную локализацию структурных новообразований в детском развитии. Описание развитие приобретает определенность и даже точность. Вся совокупность изложенных обстоятельств, помноженная на личный талант Ж. Пиаже, привела к нескольким десятилетиям господства его теории в сфере исследований развития интеллекта.
Вместе с тем фундаментальная пиажеанская абстракция сразу налагает ряд ограничений на теорию, возникающую в результате ее применения. Начнем с проблемы непрерывного и дискретного в описании развития. В развитии всегда присутствуют аспекты непрерывного: например, рост ребенка увеличивается непрерывно, а не скачками. Так, показатели тестов интеллекта плавно, непрерывно увеличиваются с возрастом детей (рисунок 2.7). В то же время есть и дискретные, качественные изменения, такие как, например, появление нового слова в речи. Очевидно, что непрерывность и дискретность связана с характером новообразования. Если речь идет о количественном увеличении, то процесс носит непрерывный характер. Если же происходит качественный прирост, то по определению процесс развития будет дискретным: как говорил В.И. Ленин, Бог либо есть, либо Его нет; предположение, что Он есть, только очень маленький, лишено смысла.
Логика фундаментальной пиажеанской абстракции неизбежно ведет к дискретному описанию развития, поскольку типы трансформации умственных моделей являются качественно различными. Сам Ж. Пиаже выделил в сфере репрезентативного интеллекта всего два типа трансформации (конкретные операции и формальные операции) плюс отсутствие какой-либо возможности трансформации (дооперациональный интеллект), плюс переходные состояния. С высоты сегодняшнего дня можно говорить, что не исключено, что варианты типов трансформаций значительно более разнообразны, однако во всех случаях их число конечно и различные типы трансформаций отличаются между собой качественно, а не количественно. Взяв за основу механизм трансформации умственных моделей, исследователь неизбежно приходит к представлению о качественных, дискретных изменениях в развитии интеллекта.
Фундаментальная абстракция позволяет сделать предсказания относительно того, в каком порядке в онтогенезе детьми будет достигаться решение тех или иных задач. Трансформации умственной модели зависят только от структуры задачи, т.е. ее элементов и отношений между ними, но не зависят от ее содержания. Так, задачи 2+2=? и «На ветке сидели 2 птички, прилетели еще 2, сколько стало?» при разном содержании обладают одинаковой структурой, следовательно, для их решения нужно будет произвести одинаковые трансформации умственных моделей. Фундаментальная абстракция, таким образом, приводит к утверждению, что порядок овладения ребенком решением различных задач зависит исключительно от структуры задач.
Далее умственные модели и их трансформации представляют собой универсальную характеристику человеческого мышления и участвуют во всех его областях. Их развитие, следовательно, можно проследить во всех когнитивных сферах, что с большим успехом и проделал Ж. Пиаже. В результате возникает соблазн сделать тот шаг, который и совершает Ж. Пиаже, - выдвинуть предположение, что в разных областях эти трансформации тождественны или по крайней мере аналогичны. Значительную опору этой точке зрения дает существование двух магических возрастов – 7 и 11 лет – в которые происходят скачки в области решения пиажеанских задач в самых разнообразных сферах. В таблице 2.1 произведено сопоставление пиажеанских и неопиажеанских стадий с уровнями СДУ, по Я.А. Пономареву. В качестве примера неопиажеанства взята теория Х. Паскуаль-Леоне, где определяющим для развития интеллекта считается М-оператор, понятие, близкое к объему рабочей памяти.
Возраст | Уровни развития СДУ, по Я.А. Пономареву | Стадии развития репрезентативного интеллекта, по Ж. Пиаже | Объем М-оператора, по Х. Паскуаль-Леоне |
3-4 | Первый уровень | Дооперациональный период | е+1 |
5-6 | Второй уровень | Интуитивные регуляции | е+2 |
7-8 | Третий уровень | Конкретные операции | е+3 |
9-10 | Четвертый уровень | Поздние конкретные операции | е+4 |
11-12 | Пятый уровень | Ранние формальные операции | е+5 |
13-14 | - | Поздние формальные операции | е+6 |
Таблица 2.1. Сопоставление этапов интеллектуального развития по Я.А. Пономареву, Ж. Пиаже и Х. Паскуаль-Леоне (неопиажеанство).
Ж. Пиаже выделяет три области когнитивного развития – логическую (дискретные операции), инфралогическую (континуальные операции) и (операции с целями и средствами). Внутри областей утверждается тождественность трансформаций, между областями – аналогичность. Отсюда следует, что в процессе развития различных когнитивных областей происходят одни и те же качественные преобразования, которые должны приходится на примерно одинаковые возрастные периоды. Возникает, следовательно, картина одновременного глобального преобразования во всех когнитивных сферах, которая происходит несколько раз на протяжении жизни ребенка, то есть выделение в развитии нескольких стадий.
Стадиальный характер развития – более сильное утверждение, чем просто развитие дискретное. Стадиальность предполагает глобальность умственных достижений. Я.А. Пономарев, концепция которого тоже носит стадиальный характер, любил сравнение умственного развития со штурмом здания. При этом штурме основная проблема заключается в том, чтобы ворваться на этаж, после чего распространение по этажу происходит, хоть и не мгновенно, но достаточно быстро. Эта метафора хорошо отражает стадиальную концепцию развития: после того, как индивид перешел на очередную стадию (ворвался на этаж), овладение содержанием этой стадии происходит достаточно легко и быстро.
Далее следуя логике фундаментальной абстракции, теория Ж. Пиаже в описании интеллектуального развития полностью абстрагируется от индивидуальных различий. Примечательно, что сам Пиаже был ярко выраженным одаренным ребенком, почти вундеркиндом, написавшим свою первую научную статью в одиннадцать лет, то есть в тот момент, когда по его же собственной теории у детей не должны быть еще сформированы формальные операции. Однако фундаментальная абстракция ведет Ж. Пиаже своей железной логикой: он ничего не говорит об одаренности и возможности таких случаев, как он сам: его теория просто не включает понятийного аппарата, необходимого для анализа индивидуальных различий.
Теория Ж. Пиаже также абстрагируется и от процессов, приводящих к решению задачи. Критерием отнесения к стадии для него всегда являлся результативный аспект – ответ ребенка. На одной и той же стадии возможны разные стратегии решения задачи ребенком.
Из сказанного, кстати, становится понятным факт, который иногда удивляет людей, знакомящихся с теорией Ж. Пиаже: согласно Ж. Пиаже, умственное развитие завершается со стадией формальных операций, причем достигают ее все нормальные индивиды. Вопросы, которые при этом задают читатели Ж. Пиаже: «А как же развитие после 15 лет?», «А как же индивидуальные различия у взрослых?»
Ответ заключается в том, что у Ж. Пиаже речь идет о развитии только одной стороны интеллекта – способности к трансформации умственных моделей. Эта способность набирает полную силу к 15 годам, причем у всех людей (за исключением олигофренов) она достигает максимального развития. Это не означает, конечно, ни завершения интеллектуального развития в 15 лет, ни равенства интеллекта всех людей.