Становление личности в раннем возрасте
Функциональные линии развития (8 мес. - 2 года 8 мес.)
Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого - ситуация «мы», как назвал ее Л. С. Выготский (1984). Следующий этап -психологическое отделение от матери - наступает в раннем детстве. М. Малер (1998), представительница психоаналитической школы, выделяет в процессе индивидуализации и сепарации ребенка от матери субфазу дифференциации, которая начинается во второй половине первого года жизни ребенка (табл. 38). Это первое, по мнению М. Малер, движение ребенка по выходу из симбиотической фазы единства с матерью. Оно связано с тем, что у ребенка возникают новые физические возможности, интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Ведущие психические функции раннего возраста в соответствии с функционально-стадиальной периодизацией онтогенетического развития Ю. Н. Карандашева: соотнесение, обозначение, осмысление, замечание. Центральными новообразованиями раннего возраста выступает появление функциональных и замещающих действий.
Во многих современных исследованиях отмечается, что отличительной чертой раннего возраста являются знаковые формы поведения, возникновение которых обусловлено переходом от общения (система «субъект - субъект») к совместной деятельности (система «субъект - субъект - объект»). Для ребенка, раннего, возраста другой человек существует уже в его знаковой отнесенности к предметному окружению, и, наоборот, предметное окружение существует в его знаковой представленности для другого человека (Ю. Н. Карандашев. 1993).
Во второй половине раннего возраста формируется функция замещения, представляющая собой отождествление, предполагающее перенос значения с одного, специфического предмета на другой, неспецифический. Под замещением в широком смысле слова понимают перенос значения с одного объекта на другой, реальный или идеальный.
В более узком смысле слова замещение интерпретируется по-разному. Одно из самых известных определений принадлежит Л. С. Выготскому, который говорил о функциональном замещении, имея в виду возможность использования, например, в игре, один предмет в функции другого. Чаще всего термин «замещение» в психологической литературе рассматривается как использование одного предмета или действия вместо другого предмета (действия) при наличии общих свойств, важных для конкретной задачи в игровой деятельности ребенка (Л. С. Выготский, 1984).
Сама по себе структура «знак - значение» предполагает наличие знака как его носителя. В раннем возрасте происходит осознание знака, который в силу этого теряет свою абсолютность и становится относительным. В качестве относительного его уже можно переносить вместе с его значением на другой объект, который выступает в роли материального носителя значения. Разрыв между реальным значением объекта и его символическим, договорным значением создает идеальный план «как будто», благодаря которому, как отмечает Л. С. Выготский (1984), можно говорить о возникновении сознания.
Формирующийся в предметной деятельности перенос значении носит в раннем возрасте кратковременный характер и предполагает переход к двойственности, при котором внимание и сознание ребенка распределено между двумя объектами. Если один из объектов выступает в качестве фигуры. то второй - в качестве фона. Первый объект имеет различные значения в зависимости от того, какой объект выступает в качестве фона.
Особое значение при этом приобретают замещения типа «Я-Я», появляющиеся у детей в возрасте 1 г. 9 мес. - 2 лет 2 мес. (О. В. Белановская, 2000). Я-эамещения надстраиваются над предметными замещениями и создают ролевую позицию, которая позволяет осуществить возможность перехода от замещающих функциональных действий в раннем возрасте к дошкольному когда появляется децентрация.
Разделенность внимания между двумя объектами проецируется как на пространственные структуры, так и временные. Идентификация «Я» с «Я» означает, что одно «Я» выступает как «Я - до», а второе, как «Я - после». Отождествление актуального «Я» («Я-после» с «Я-до») обеспечивает временную сохранность «Я», то есть непрерывность «Я» во времени, когда ребенок отождествляет себя с самим собой, в результате чего появляется личностная память, становящаяся затем основой будущей личности как единства поведения, деятельности и социальных отношений. Ю. Н. Карандашев (1987) отмечает, что «...механизмом возникновения памяти является замещающее действие типа «Я - Я», согласно которому ребенок отождествляет себя сегодняшнего с собой вчерашним и т. д.. тем самым превращая серию эпизодов в линию жизни». Это движение по временной шкале для второй половины раннего возраста преобразуется затем, в дошкольном возрасте, в собственно осознание, и, еще позднее, когда появляется умственный план деятельности, в рефлексию.
Именно с этого возраста начинается самосознание, еще не являющееся сознанием, но уже являющееся памятью. Это подтверждается также другими формами замещающих действий, возникающих на третьей фазе раннего возраста. С одной стороны, ребенок переносит свое «Я» на окружающие объекты, тем самым, идентифицируясь с ними и через идентификацию познавая их. С другой, отождествляя объекты окружающей среды с собой, формирует свое социальное «Я». Таким образом, во второй половине раннего возраста, ребенок, уже владеющий речью, становится личностью, у него появляется самосознание, и в основе этого становления лежит механизм идентификации.