Задача и проблема в мышлении

Собственно о мышлении можно говорить тогда, когда человек находится в проблемной ситуации. Проблемная ситуация есть возникшее противоречие между определёнными потребностями и наличными средствами их адекватного удовлетворения.

В мышлении проблемная ситуация отделяет известное от неизвестного. В результате анализа проблемной ситуации формируется задача или задачи. Задача предполагает наличие некого условия (того, что дано) и неизвестного (искомого), которое можно найти определенным способом. То есть, задача - это цель, данная в определённых условиях. Проблема – есть исходная форма организации заданий или высказываний о проблемной ситуации и совокупность вопросов, решение которых приведет к получению нового знания, разрешающего проблему.

Проблема и задача отличаются не содержанием, а решением. Решением проблемы будет теория в целом, решение задачи – часть теории, то есть, задача может быть определена, как совокупность суждений о проблемной ситуации и система вопросов, которые нужно снять.

Мышление всегда имеет место в проблемной ситуации и не всегда при решении задач (например: 2х2 – задача, не требующая участия мышления). Мышление проявляется только тогда, когда у человека нет готового ответа на поставленный вопрос.

Операции и процессы

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения абстракций, конкретизации, обобщения, классификации и систематизации.

Анализ – мысленное расчленение предмета или явления на отдельные его части, признаки, свойства, т. е. на элементы.

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое, то есть построение целого из аналитических частей.

Анализ и синтез осуществляются вместе. Овладевая чтением, ребенок под руководством учителя осуществляет анализ (выделяет слова, слоги, звуки) и синтез (из звуков и букв составляет слоги, из слогов слова, из слов предложения)

Сравнение – вскрывает тождество и различие вещей (результатом может быть классификация). Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходства и различия между ними. К. Д. Ушинский считал сравнение основной понимания. Он подчёркивал, что мы познаём любой предмет, только приравнивая его к чему-то и отличая его от чего-то. Сравнивая, например, жару и холод, мы лучше познаём, что означают эти явления. Сравнивая лес и пустыню, умножение и деление, мы сразу воспринимаем шире и глубже эти понятия. Сравнение может быть направлено на нахождение сходств и различий. Нередко сравнение выступает как первичная форма теоретического мышления.

Абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности, как самостоятельное, не существует. Такое мыслительное отвлечение от несуществующих признаков и выделение только существенных особенностей группы предметов или явлений позволяет прийти к понятию, модели, теории, классификации.

Сущность абстракции заключается в упрощении действительности путём отвлечения от деталей, создание символов действительности. Например, человеку нужно определиться, что такое город. Для этого он заключает в скобки все те признаки города, которые не свойственны для всех городов, и выделяет только существенные и отвечающие поставленному вопросу: город – это населенный пункт с определенным количеством проживающих людей, выполняющий ряд административных, культурных, социально-экономических и пр. функции.

Единая конкретная действительность настолько сложна и объёмна, что человеку невозможно ориентироваться сразу во всем, он утонет, а абстрагирование упрощает и сокращает поток информации, позволяет адекватно воспринимать и интерпретировать происходящие изменения.

Конкретизация – это мысленный переход от общего понятия к частному, то есть процесс обратной абстракции. Это переход от абстрактных понятий к конкретным предметам и явлениям. Например, от абстрактного представления о городе, можно перейти к конкретному, реальному городу с совершенно конкретной инфраструктурой: конкретным количеством жителей, конкретными производственными и торговыми предприятиями, культурными центрами и пр.

Обобщение выступает как выделение существенного и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие – одна из форм обобщения. Обобщение основывается на анализе выделения для сравниваемых предметов чего-то общего. Общее можно понимать двояко: как сходные признаки и как существенные признаки. Отметим, что всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной категории объектов, но не наоборот: не всякое общее (сходное) свойство может быть существенным для этой группы объектов. Например, кит по сходным признакам - рыба, по существенным – млекопитающее.

Выделяют:

- простейшее обобщение (синкритическое обобщение) – это выделение и группирование объектов на основе отдельного случайного признака (например, ребенок может одним словом обозначить и игрушку и человека и изображение на картинке);

- комплексное обобщение – группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям (например, ребенок может объединять предметы в один смысловой ряд и по функции (чашка, чайник) и по цвету (добавить в этот ряд что-нибудь с подобной расцветкой));

- наиболее сложное обобщение, при котором чётко дифференцируется видовые и родовые признаки, объект включается в некоторую систему понятий.

Классификация – разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям. Например, все виды памяти можно классифицировать по продолжительности сохранения материала.

Систематизация – разделение и последующее объединение, но не объектов, как при классификации, а групп, классов объектов. Систематизация присутствует в любой области знаний – например, в биологии: зоология , ботаника, и т.д.

Наши рекомендации