Тема 5. Психологические аспекты принятия решений и массовая коммуникация

Понятие внушения как социально-психологический феномен воздействия на психику личности. Факторы внушаемости. Понятие о деловом общении и его формах. Характеристика базисных техник общения в режиме диалога. Навыки практического психолога в процессе делового общения с клиентом: умение преодолеть его психологическую защиту, навык внимательного слушания, способности «присоединения» к возражению, психологическая сензитивность, умение менять «контекст». Отличие обычного текста от контекста (устного – письменного, вербального - невербального) и их психологическое воздействие на процессы межличностного общения. Общение и коммуникация.

Понятие конформности личности и его психологический механизм воздействия. Феномен манипулирования сознанием личности. Манипулятор сознания личности. Основные признаки манипулятивного воздействия. Приемы защиты человека от манипулятивного воздействия.

Тема 6. Теоретические аспекты изучения потребительского поведения

История изучения потребительского поведения. Поведение потребителей. Целевая аудитория и потребители. Типы поведения потребителей. Культура как фактор потребительского поведения.

Проблемы силы воздействия товаров на органы чувств потребителя. Проблема передачи различных видов ощущений. Техники влияния: визуальная, аудиальная и осязательная синестезия, аналогия, контекстная передача осязания и повторение описаний сенсорного опыта; визуальные, аудиальные и кинестетические слова-предикаты, классическое обусловливание и обусловливание без угасания реакции, косвенное обусловливание.

Терминальные и инструментальные ценности – проблемы влияния. Прямое и косвенное влияния. Сильно заинтересованные и слабо заинтересованные потребители. Техники: подразумеваемая причинность, подразумеваемая эффективность, подразумеваемой свойство и подразумеваемая валидность; наглядная демонстрация достоинств товара, приведение примеров и аналогии свойств товара и проблем потребителей.

Тема 7. Инструменты воздействия на мотивацию покупательского поведения целевой аудитории

Классификация типов массовой коммуникации по целям воздействия. Механизм психологического воздействия. Роль массовой коммуникации в формировании потребности. Ориентация воздействия на актуализацию индивидуальных и коллективных потребностей. Потребительские стереотипы.

Гендерные образы массовой коммуникации.

Тема 8. Психотехнологии

Общая классификация психотехнологий. Классические психотехнологии формирования текстов. Технологии вёрстки визуалов. Технология психических доминант. Психотехнологии и принципы НЛП. Психотехнологии эриксоновского гипноза. Использование методов классического гипноза. Методы суггестии.

Психотехнология рекламной стратегии. Психотехнология средств с обратной связью. Психотехнология текста без обратной связи.

Технология РСТ (создания и управления ритмовой структурой текстов).

Тема 9. Использование массовых коммуникаций в разработке образа коммерческой фирмы и товарной марки

Понятие «организационная культура» коммерческой фирмы. Ее структура и содержание. Ценности и групповые нормы поведения как основа организационной культуры. Функции культуры и процесс ее формирования в условиях рынка. Образ (имидж) фирмы и роль массовых коммуникаций в его создании и развитии.

Психология цвета и формы. Концепция М. Люшера о формировании определенных эмоциональных состояний у человека в зависимости от восприятия конкретных цветовых спектров.

Торговая марка, ее основные элементы: благозвучное название, запоминающийся девиз, функциональная ценность товара, положительный портрет пользователя. Методы оценки существующих марок товара, с целью разработки товарного знака (эмблемы), девиза названия фирмы и т.д. Схема разработки образа – символа товара, несущего соответствующие положительные качества, связанные с потребительской ценностью.

Имидж представителя конкретной коммерческой фирмы. Понятие об «имеджеологии» как науки. Социальная технология личного обаяния.

IV.Литература

Гавра Д. Основы теории коммуникации. – СПб: Питер, 2011.

Основная литература

Ильин И.В. Поведение потребителей. — Спб.: «Питер», 2008.

Измайлова М.А. Психология рекламной деятельности: учебное пособие, 2008.

Капран В.И. Психология и разработка рекламной продукции: учебное пособие, 2008.

Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. - Спб.: «Питер», 2008.

Дополнительная литература

Борисова Е.Г. Алгоритмы воздействия. – М.: МИР, «Московия», 2005.

Васин Ю.В., Лаврентьев Л.Г., Самсонов А.В. Эффективные программы лояльности. Как привлечь и удержать клиентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Вебли П., Бергойн К., Ли С. И др. Экономическое поведение в течение жизни // Экономическая психология в структуре жизненных реалий. – Иркутск: Издательство ИГЭА, 2007.

Гантер Б., Фернхам А. Типы потребителей. Введение в психографику. -Спб.: «Питер», 2005.

Дымшиц М. Потребительская лояльность. Механизмы повторной покупки – М.: Вершина, 2007.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — Спб.: «Питер», 2006.

Климов Е.А. Основы психологии. – М.: ЮНИТИ, 2007.

Маслоу А. Мотивация и личность. — Спб.: «Питер», 2006.

Мокшанцев Р.М. Психология рекламы. – Новосибирск-Москва, 2007.

Морозов А. В. Психология влияния. СПб.: Питер, 2006.

Козырев А.А. Мотивация потребителей. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005.

Лыгина Н.И., Макарова Т.Н. Поведение потребителей: Учебник. – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2005.

Пименов П.А. Основы рекламы: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006.

Потребительское поведение индивида: его внутренние и внешние детерминанты (раздел 4) // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы 5-ой научно-практической конференции. – Иркутск: 2004. – С.161-221.(18 статей).

Проблемы экономической психологии / под ред. А.Л.Журавлева, Купрейченко А.Б. – М.: ИП РАН, 2004.

Процедуры и методы исследования в психологии управления и экономической психологии. – Иркутск, Издательство БГУЭП, 2005.

Розепов И.Ш. Психология рекламы и PR: учебное пособие, 2008.

Савельева О.О. Социология рекламного воздействия. – М.: РИП-Холдинг, 2006.

Ульяновский А. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. — Спб.: «Питер», 2005.

Фарбей Э.Эффективная рекламная кампания. Руководство по стратегии, планированию и выявлению потенциального потребителя. – Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2004.

Экономическая психология / под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2007.

Интернет-ресурсы

aquarun.ru

psihopr.org.ua

psy.rin.ru

azps.ru

psycho.all.ru

Наши рекомендации