Упражнения с партнером

1. Открытость у различных людей дает полезные «под­сказки» о

психологическом состоянии; степень фи­зической открытости может

отражать уверенность человека в себе или ощущение человеком своего

статуса в обществе. Может происходить своеобраз­ная «утечка»

скрываемых мыслей или чувств. Обду­майте ситуацию, в которой могут

встретиться два человека. Используя оценочную шкалу от одного до

десяти баллов, выберите вместе с партнером

Стр. 92

определенный уровень уверенности: 1 — низкий уро­вень, 5 — средний, 10 — высокий. Придумайте оп­ределенную «предысторию» для обоснования свое­го поведения. Достигнув состояния готовности, войдите в заданную ситуацию, ведя себя так прав­диво, как можете. Старайтесь помнить о степени своей открытости в течение сцены.

2. Человек может воспользоваться открытостью, чтобы манипулировать реакциями других людей, например, может притворяться уязвимым, чтобы побудить своего «охотника» обсуждать его на вечеринке; притворяться хладнокровным во враждебно настроенной компании. Продумайте ситуацию, в которой может возникнуть такая необходимость при встрече двух людей. Используя оценочную шкалу от одного до десяти баллов, выберите для себя и партнера определенный уровень уверенности. Придумайте определенную «предысторию» для обоснования своего поведения. До начала сцены сохраняйте нормальную, «реальную» открытость, свойственную характеру персонажа. Затем войдите в состояние «притворной открытости», предназначаемое для манипулирования чувствами и поведением другого человека. Достигнув состояния готовности, войдите в заданную ситуацию. Сконцентрируйтесь на сознательном восприятии внутреннего конфликта, состоящего в сохранении «принятой» степени открытости в течение сцены.

3. В общении друг с другом люди нередко используют неодушевленные предметы, которые зачастую помогают им достичь большей уверенности или

Стр. 93

скрыть истинные чувства. Выберите несколько мелких предметов для возможного использования, например сумочку, газету, мобильный телефон, зеркальце, очки. Подготовьтесь, как и в предше­ствующем упражнении, но старайтесь во время сцены воспользоваться выбранными предметами, чтобы принять более открытое или закрытое поло­жение.

4. Проявления степени открытости у человека бывают очень «текучими» и быстро изменяющимися, в за­висимости от того, что это за человек и какие чув­ства он испытывает. Открытость отражает пред­ставления человека о собственном относительном социальном статусе. Обдумайте какой-то момент встречи двух людей в вашей сценке. Спланируйте в разыгрываемой вами сценке такой момент, в кото­рый нечто важное изменяет «соотношение сил» между партнерами — например, решение или некое признание. Исследуйте во время исполнения, как открытость изменяется у каждого из персонажей до такого важного момента, в сам этот момент или после него. Попробуйте разыграть эту сценку как: а) незнакомцы; б) друзья; в) влюбленные.

Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова

Прочитайте и прорепетируйте предложенную ниже сцену из второго действия. Наташа ищет Андрея, что­бы передать ему сообщение. Проанализируйте, как она может использовать свой разговор о холоде (по-види­мому, она запретила попусту жечь огонь в доме) как

Стр. 94

оправдание для сохранения «защитного одеяла» закрытой позы. Возможно, когда она упоминает о ряженых, она может немного больше открыться по мере возвращения к ней ощущения контроля над ситуацией — и еще раз, когда она задумывает вынудить Ирину уступить свою комнату.

Восемь часов вечера. За сценой на улице едва слышно играют на гармонике. Нет огня. Входит Наталья Иванов­на в капоте, со свечой. Она идет и останавливается у две­ри, которая ведет в комнату Андрея.

НАТАША:

Ты, Андрюша, что делаешь? Читаешь? Ниче­го, я так только... (Идет, отворяет другую дверь и, заглянув в нее, затворяет.) Огня нет ли...

АНДРЕЙ (входит с книгой в руке): Ты что, Наташа?

НАТАША:

Смотрю, огня нет ли... Теперь масленица, прислуга сама не своя, гляди да и гляди, что­бы чего не вышло. Вчера в полночь прохожу через столовую, а там свеча горит. Кто зажег, так и не добилась толку. (Ставит свечу.) Ко­торый час?

АНДРЕЙ (взглянув на часы):

Девятого четверть.

Стр. 95

НАТАША:

А Ольги и Ирины до сих пор еще нет. Не при­шли. Все трудятся, бедняжки. Ольга на педа­гогическом совете, Ирина на телеграфе... (Вздыхает.) Сегодня утром говорю твоей се­стре: «Побереги, говорю, себя, Ирина, голуб­чик». И не слушает. Четверть девятого, гово­ришь? Я боюсь, Бобик наш совсем нездоров. Отчего он холодный такой? Вчера у него был жар, а сегодня холодный весь... Я так боюсь!

АНДРЕЙ:

Ничего, Наташа. Мальчик здоров.

НАТАША

Но все-таки лучше пускай диета. Я боюсь. И сегодня в десятом

часу, говорили, ряженые у нас будут, лучше бы они не

приходили, Андрюша.

АНДРЕЙ:

Право, я не знаю. Их ведь звали.

НАТАША.

Сегодня мальчишечка проснулся утром и гля­дит на меня, и вдруг

улыбнулся: значит, узнал. «Бобик, — говорю, — здравствуй!

Здравствуй, милый!» А он смеется. Дети понимают, отлич­но

понимают. Так, значит, Андрюша, я скажу, чтобы ряженых не

принимали.

Стр. 96

АНДРЕЙ(нерешительно):

Да ведь это как сестры. Они тут хозяйки.

НАТАША:

И они тоже, я им скажу. Они добрые... (Идет.) К ужину я велела простокваши. Доктор гово­рит, тебе нужно одну простоквашу есть, ина­че не похудеешь. (Останавливается.) Бобик холодный. Я боюсь, ему холодно в его комна­те. Пожалуй, надо бы хоть до теплой погоды поместить его в другой комнате. Например, у Ирины комната как раз для ребенка: и сухо, и целый день солнце. Надо ей сказать, она пока может с Ольгой в одной комнате... Все равно днем дома не бывает, только ночует... (Пауза.) Андрюшенька, отчего ты молчишь?

АНДРЕЙ:

Так, задумался... Да и нечего говорить...

НАТАША:

Да... что-то я хотела тебе сказать... Ах, да, там из управы Ферапонт пришел, тебя спра­шивает.

АНДРЕЙ(зевает):

Позови его.

Наташа уходит.

Стр. 97

Инструмент № 7:

Наши рекомендации