Подведение итогов и оценка практики
В состав комиссии входят руководители практики от вуза и, по возможности, руководители от базы прохождения практики.
При оценке итогов работы студента на практике принимается во внимание отзыв руководителя практики от университета и качество отчета о практике.
Оценка результатов прохождения студентами практики учитывается при рассмотрении вопроса о назначении стипендии. Если защита практики проводится после издания приказа о назначении студенту стипендии, то оценка за практику относится к результатам следующей сессии.
Итоги практики могут обсуждаться на научно-методических конференциях.
Студент, не выполнивший программу практики и получивший при аттестации по результатам прохождения практики неудовлетворительную оценку, отчисляется из университета за академическую неуспеваемость.
(формы дневника, отчета, характеристики студента, использованные психодиагностические методики, их данные, конспекты игр, тренингов и т.д.)
Приложение 1.
Примерный план для написания психологической характеристики детского коллектива
1. Общие сведения о группе (основания для образования группы, количество членов, возраст, гендерный состав и др.)
2. Психологические особенности группы (направления деятельности, групповые интересы и ценности, характер общения между членами группы, степень сплоченности, эмоциональная атмосфера)
3. Структура межличностных отношений в группе:
· Лидеры, краткая психологическая характеристика личностных особенностей, основания для выделения в группе в качестве лидера.
· Микрогруппы (основания для объединения детей в микрогруппах, особенности отношений между членами микрогрупп, центральные интересы и ценности).
· Отвергаемые члены группы (основания для неприятия, краткая психологическая характеристика личностных особенностей).
· Особенности отношений и взаимодействий между: а) лидерами; б) разными микрогруппами; в) лидерами и микрогруппами.
· Особенности отношений между юношами и девушками.
4. Ролевые позиции разных представителей группы и реализуемые ими функции внутри группы («шутник», «интеллектуал», «обвиняемый», «поборник справедливости» и т.п.).
5. Краткая психологическая характеристика личностных особенностей наиболее интересных и заметных представителей группы.
6. Наличие или отсутствие противоречий и конфликтных отношений. Основания, по которым возникают противоречия и конфликтные ситуации. Способы разрешения конфликтов.
При написании характеристики следует:
· Указывать конкретные основания, в соответствии с которыми устанавливается определенная психическая особенность (по свидетельству педагогов…; на основе проведенных измерений, наблюдений…; на основании беседы…; на основании конкретно указываемых наблюдаемых особенностей взаимодействия с людьми в определенных ситуациях и т.д.)
· Стремиться к тому, чтобы на основе чтения «характеристики» посторонний человек мог представить максимально конкретный «психологический образ группы и межличностных отношений».
· При характеристике отдельных членов группы можно опираться на примерный план психологической характеристики личности ребенка (см. ниже)
Приложение 2
Примерный план психологической характеристики личности ребенка
План написания:
1. Формальные данные.
· Фамилия, имя, отчество.
· Возраст, пол.
· Состав семьи (полная – неполная, благополучная и т.д.).
· Медицинские сведения.
2. Особенности внешнего вида и организации взаимоотношений с другими людьми.
· Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для психологической характеристики (одежда, прическа, стремление что-то выделить и подчеркнуть во внешнем облике).
· Особенности мимики и пантомимики (сдержанность, свобода, раскованность в движениях и поведении, и т.д.)
· Каков круг общения со сверстниками и взрослыми, на каких основаниях организуются взаимодействия.
· Как включается в общение со сверстниками и с взрослыми (замкнутый-общительный; инициирует процессы общения – избегает; чем характеризуются процессы общения и как завершаются).
· Какие ролевые позиции склонен занимать в процессах взаимодействия с другими людьми (положение в группе, лидер-подчиненный; в каких формах взаимодействий склонен себя проявлять, а также занимать лидерские позиции; стиль общения и т.д.)
3. Характеристика личностных качеств.
· Особенности потребностно-мотивационной сферы (интересы, увлечения, планы на будущее).
· Особенности отношений к себе, особенности самооценки и уровень притязаний.
· Особенности темперамента, ведущие черты характера и личностные качества (позитивные – вызывающие трудности у окружающих).
· Наличие способностей (в каких предметных областях проявляются успехи учащегося, сфера внешкольных увлечений – секции, кружки и т.д.).
· Особенности эмоциональной сферы (преобладающие настроения, наиболее часто наблюдаемые эмоции в ответ на приветствия, замечания, требования и т.д.).
· Особенности произвольной регуляции поведения и волевой сферы:
Способность самостоятельно ставить цели и достигать их в различных видах деятельности (учебная, спортивная, организация внеурочных и внешкольных взаимодействий и т.д.).
Умения подчинять свое поведение задачам, правилам, требованиям.
Умения выполнять действия по речевым указаниям других людей (педагогов, учителей и т.д.).
Умения владеть собой и осуществлять действия в предметно и эмоционально сложных ситуациях.
Волевые качества личности.
4. Характеристика познавательной сферы.
· Особенности внимания:
Способность к сосредоточению и концентрации на задаче. Наличие отвлекаемости.
Распределение и переключение внимания, объем внимания.
Способность быстро овладевать действиями, требующими постоянного контроля, и выполнять их без ошибок (действия наблюдения, практические, грамматические, математические и другие виды действий).
· Особенности восприятия.
· Особенности мышления и воображения.
В каких видах деятельности наиболее эффективно решает задачи и организует свои действия (успехи в различных предметных областях знаний и сферах деятельности).
Наиболее развитые уровни мышления (наглядно-действенный, образный, понятийный).
Сформированность мыслительных операций (аналитичность, синтетичность, абстрактность, обобщенность и т.д.).
Наличие или отсутствие логичности и последовательности в рассуждениях.
Качества мышления: широта, глубина, критичность, рефлексивность, самостоятельность и т.д.
· Особенности памяти (особенности запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания в различных сферах учебной и вне учебной деятельности).
· Особенности развития и использования речи в учебной деятельности и в общении.
5. Другие характерные особенности поведения, общения, личности, познавательной сферы. Возможные выводы, обобщения и рекомендации.
При написании характеристики следует:
· Указывать конкретные основания, в соответствие с которыми устанавливается определенная психическая особенность (по свидетельству учителей; на основе проведенных измерений, наблюдений; на основании беседы; на основании конкретно указываемых наблюдаемых особенностей взаимодействия с людьми в определенных ситуациях и т.д.)
· Стремиться к тому, чтобы на основе чтения «психологического портрета» посторонний человек мог представить конкретный «психологический образ личности учащегося».
Приложение 3.