Личностная модель девиантного поведения
Личностная модель дает возможность типизации тех или иных особенностей личности девианта. В этой модели рассматривается не массовидная личность представителя той или иной социальной группы, а ее особенности, связанные с социальной позицией, социальной ролью, диспозициями и т.п. в труппе.
В основу личностной модели девиантного поведения положен синтез трех модальностей личности: активности, социализации, интегративности. Можно предположить, что синтез этих трех модальностей даст такие комплексные качественные различия, которые фактически образуют несколько моделей личности.
Очевидно, построение модели девиантного поведения потребует выявления новых, более существенных типологий личности девианта. Возможно, что современные психологическая и педагогическая науки не доросли еще до построения моделей девиантного поведения. Но, несомненно, одно, что попытки ее построения (в свете требований системного изучения личности) приведут к большей интеграции психологических, педагогических и других знаний о личности.
В настоящее время должна быть снята альтернатива социально-психологической типизации особенностей личности: личностное (индивидуальное) должно выступить не единым вариантом типического, а особенной моделью. Тогда личность предстанет не как внутренний интеграл отдельных качеств и свойств, взятых из сравнения личностей друг друга, а как интеграл социально-психологических отношений, который можно выявить через ее (личности) взаимодействие с социальными и психологическими условиями, ситуациями и обстоятельствами жизни и деятельности. Иными словами, в основу построения модели девиантного поведения на личностном уровне положен принцип анализа личности через жизнедеятельность, способ организации жизни, способность разрешать психологические противоречия.
По способу решения личностью психологических противоречий мы выделяем следующие типологические признаки:
— готовность к социальным и психологическим трудностям или избегание, уход от них;
— продуктивность, принципиальность в решении противоречий, способность заострить противоречие для продуктивного решения; поверхностность в решении противоречии, иллюзорные решения (разрыв и противоречие слова и дела, ценностей и поступков, которые выступают в таком решении);
— способность длительно выдерживать противоречия, связанные с социальной позицией (скажем, быть не в ладу с самим собой), «способность выдерживать противоречие смысла жизни и жизненной позиции» (К.А. Абульханова-Славская);
— способность и готовность личности реагировать на то или иное противоречие, проявляя адекватность (или неадекватность) реакции на противоречие.
Выделение этих признаков противоречий позволяет обнаружить проблему, связанную с построением модели девиантного поведения, важным элементом (особенностью) которой, безусловно, является объективация личности в ее жизни и деятельности, действиях и поступках. Сложилось представление, что стремление объективировать себя, т.г. воплотить, выразить себя в жизни, в социальной действительности, является одним из самых сильных устремлений, потребностей личности. Между тем специфические особенности этой социально-психологической объективации, этой потребности, весьма разнообразны. Для одного человека, скажем, объективировать себя — значит приспособиться к жизни, к требованиям, правилам и нормам социальной действительности или же, напротив, проявить свойства и черты социальной мимикрии (подражания); для другого — изменить существующее, преобразовать свою жизнь, жизнь других, социальное окружение или же, напротив, «произвести» социальную аберрацию (искажение) существующих норм, принципов, идеологии, стиля жизни и деятельности как своих личных, так и других людей, ближайшего социального окружения; для третьих — создать нечто новое, уникальное (как с позитивным, так и с негативным оттенком).
Для одного объективировать себя — значит устоять перед трудностями, «соблазнами жизни», для другого — повысить или отстоять ценностный уровень поступка или жизни, для третьего — это лишь стремление к самовыражению, к полноте, для четвертого — к риску, для пятого — стремление к отчуждению, отдалению, отрыву и т.д. и т.п.
Таким образом, проблема личностной модели девиантного поведения выступает как проблема самовыражения личности через ее объективацию. И это понятно. Личность отражает социальную действительность, индивидуально преломляет и преобразует отражаемое, определенным образом относится к внешнему миру на основе этого преобразования и практически преобразует окружающий ее мир. Однако в этой логической цепи есть одно существенное «но», которое почти совсем не выявлено ни в психологии, ни в педагогике, ни в социологии. Это проблема самовыражения личности. Личность так или иначе выражает свое отношение к социальному миру, социуму. Но личность может выражать себя двояко: адекватно социально-психологическим условиям или неадекватно, адекватно самой себе или неадекватно. Какие способы социального и психологического самовыражения личность будет использовать для этого? Какие цели личность перед собой ставит в этом процессе? Какого результата следует ожидать от этих действий? Вот те вопросы, на которые Должен ответить психолог. Механизмы, которыми личность приводит себя «в действие», носят типологический характер, а значит, являются внутренними признаками (элементами) модели девиантного поведения.
В построении личностной модели девиантного поведения используется основной психологический принцип исследования активности: сопоставление личностной структуры со способами ее реального функционирования в конкретных ситуациях, которые моделируются в естественном эксперименте (К.А. Абульханова, М.И. Воловикова, В.А. Елисеев, 1992). Психологи выдвинули гипотезу, что структура активности представляет собой интеграл, который включает динамические тенденции и личностные механизмы: притязания, саморегуляцию и удовлетворенность. Этот интеграл был назван ими семантическим. Он представляет собой не абстрактную универсальную структуру, а реальный личностный склад, в гармоничности или противоречивости, деформированности или акцентуированности которого выражены позитивные или негативные результаты способа жизни и поведения данной личности.
То, что эти психологи называют «способом жизни личности», я склонен называть «социальным действием личности», к которым отношу, в частности, и девиантное поведение с негативными (преступление, алкоголизм, проституция, суицид и т.д.) или позитивными (социальное творчество) формами девиаций, а также социально-нейтральными формами проявления девиантного поведения (попрошайничество, побеги из дома или интерната и т.п.).
Для характеристики девиантного поведения небезынтересен для нас анализ структуры психологических отношений, в которой В.Н. Мясищев рассматривает и оценку, определяя класс «оценочных отношений», формирующихся на основе этических, эстетических, правовых и других социальных критериев поступков, поведения и жизнедеятельности (см.: В.Н. Куницина, В.Н. Панферов, 1992). Через оценку определяется нормативность психологических отношений в различных формах их проявления: одобрения—неодобрения. Оценка может оказаться проекцией самооценки.
В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривал также убеждения личности, которые характеризуют мировоззренческие позиции человека, понимание социальных отношений и места личности в социальной структуре.
Напомню (подробнее об этом — в главе 4), что в зарубежной социальной психологии наряду с теориейВ.Н. Мясищева утвердилось понятие «аттитюд» (установка); оно введено в психологию У. Томасом и Ф. Знанецким, в отечественной психологии развивалось благодаря работам Д.Н. Узнадзе, а в социологии — благодаря трудам В.А. Ядова.
Установка выполняет важную функцию координации познавательной деятельности человека и повышения активности всех психических процессов. Будучи устойчивыми, структурированными компонентами сознания наряду с интересами» потребностями и мотивами, установки становятся побудительной силой, направляющей и организующей социальную активность человека.
Под влиянием установок психологические отношения в процессе взаимодействия людей превращаются в социальные, суть которых в том, что они — взаимоотношения, т.е. результат взаимных усилий партнеров по совместной деятельности и общению, направленных на реализацию социально значимых целей.
Принципиально новое качество социальных отношений состоит в том, что они всегда являются продуктом взаимодействия, взаимосвязи, взаимоустремления, взаимовлияния, взаимопознания, взаимовыражения, взаимоотношения. Это «взаимо» интегрируется в групповые эффекты сотрудничества — соперничества, дружбы — вражды, любви ~- ненависти, добра — зла, лидерства — подчинения и др. Разумеется, что каждый участник взаимодействия вносит свой личный вклад в групповые эффекты взаимоотношений.
Групповые эффекты взаимоотношений — это интеграция всего многообразия человеческих отношений, включая отношения, заданные социальной организацией.
Характеризуя личностную модель девиантного поведения, следует иметь в виду то обстоятельство, что девиации проявляются главным образом в нетипичных, экстремальных социальных ситуациях (хотя и не только в них) и являются, как правило, эмоциональной реакцией личности на социальные и психологические коллизии и противоречия (социальную несправедливость, кризис ценностей и т.п.). В результате происходит стремительная дезинтеграция социальных групп и институтов, утрата личностной идентификации с прежними социальными структурами, ценностями, нормами. Позже появляется рациональность в поведении личности в этих ситуациях, и личность начинает действовать осмысленно и избирательно.
Характеризуя ситуацию, можно схематично представить ее следующими категориями: противоречие —> психологическая напряженность —> психологический шок —> стресс конфликт—> девиантное поведение.
Из нашей схемы видно, что важным источником девиаций является противоречие в обществе, социальной группе, в самом себе. Противоречия обусловливают социальные отклонения и конфликты.