Занятие 15. Тест нервно-психической адаптации
И. Н. Гурвич
Вводные замечания.Тест разработан в отделении психопрофилактики и внебольничной психиатрии Психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева. Конкретно-методологической основой теста послужила концептуальная модель пред-болезненных состояний в психиатрии, выдвинутая С. Б. Семичовым. Им же разработаны концепты симптомов, содержащиеся в первичной форме теста.
Назначение и содержание теста.Это психиатрический тест, что на операциональном уровне выражается в выявлении уровня нервно-психической адаптации путем установления наличия и выраженности у индивида некоторых психиатрических симптомов. Такая его направленность выражается еще и в том, что крайними категориями многомерной шкалы адаптации выступают абсолютное (идеальное) нервно-психическое здоровье и вероятное болезненное нервно-психическое состояние.
Тест может быть применен:
• в качестве самостоятельной клинико-психологической методики;
• составе методического оснащения программ, направленных на изучение факторов нервно-психического здоровья популяций, когда тестовые оценки представляют собой результирующую переменную, отражающую влияние факторов, изучаемых в эпидемиологическом аспекте;
• в составе двухшаговых скрининговых процедур — для первого шага скрининга, в этом случае тест позволяет расслоить популяцию по уровню нервно-психического здоровья.
Состав. Тест состоит из 26 суждений, что практически достаточно для гомогенного теста. Суждения отобраны по результатам оценки надеж-ности и валидности первичной формы теста и размещены в случайном порядке. Каждое из них имеет 4-балльную шкалу с нулевым делением (т.е. подразумевающую возможность отсутствия симптома), относящуюся к так называемым шкалам последовательных интервалов. Получение итоговых оценок осуществляется путем суммирования.
Шкалы построены по типу шкалы Ликерта; они идентифицируют симптом с преходящей реакцией, актуальной реакцией, состоянием или развитием. Окончательная форма теста приведена в табл. 15.1.
Таблица 15.1 Окончательная форма теста
Симптом | Есть и всегда было | Есть уже длительное время | Появилось в последнее время | Было в прошлом, но сейчас нет | Нет и не было |
Бессонница | |||||
Ощущение, что окружающие неодобрительно к вам относятся | |||||
Головные боли | |||||
Изменение настроения без видимых причин | |||||
Боязнь темноты | |||||
Чувство, что вы хуже других людей | ' | ||||
Склонность к слезам, плаксивость | _ | ||||
Ощущение «комка» в горле | |||||
Боязнь высоты | |||||
Быстрая утомляемость, чувство усталости | |||||
Неуверенность в себе и в своих силах | |||||
Сильное чувство вины | |||||
Опасения но поводу тяжелого заболевания (не подтвержденного при обследовании) | |||||
Боязнь находиться одному в помещении или на улице | |||||
Опасение покраснеть «на людях» | |||||
Трудности в общении с людьми | |||||
Необоснованный прах за себя, других людей, боязнь каких-либо ситуаций | |||||
Дрожание рук, ног, невозможность сдержать проявления своих чувств | |||||
Сниженное или подавленное настроение | |||||
Сердцебиение | |||||
Беспричинная тревога, «предчувствия», ощущение, что может произойти что-то неприятное | |||||
Безразличие ко всему | |||||
Раздражительность, вспыльчивость | |||||
Повышенная потливость | |||||
Чвство слабости |
Сндартизационная выборка. Тест стандартизирован на «гнездной» выборке работников производственного объединения «Невский завод» (Санкт-Петербург). «Гнездами» служили цеховые врачебные участки. Объем выборки, сформированной путем сплошного «внутригнездного» отбора, составил 2203 единицы. При оценке по t-критерию Стьюдента оказалось, что по полу для большинства возрастных групп стандартизационная выборка достаточно хорошо репрезентирует генеральную совокупность работников крупного промышленного предприятия, а различия достоверно (при Р J0,01) устанавливаются лишь по относительно малочисленным группам занятых в возрасте 18-25 лет и 56 лет и старше.
Проведение теста.Тест относится к типу «карандаш—бумага» и допускает групповое проведение в виде анкетного опроса. Для оценки результатов необходим ключ — прозрачная «сетка», где нанесены шкальные оценки значений ответов.
Позиция интервьюера индифферентная. Инструкция респондентам дается в терминах опросного исследования, употребление здес слова «тест» нежелательно. Она может звучать примерно так:
На вашем предприятии (в организации, городе и т. д.) проводится иссл дованне для совершенствования медицинской помощи и предупрежд пня нервно-психических расстройств.
Просим вас заполнить вопросник. Ваши ответы помогут улучшить дис пансерное обслуживание (работающих на вашем предприятии, прожи вающнх в вашем городе и т. д.). Заполненный опросник не подлежит огласке и не может быть использован для медицинского учета или каких-либо других административных целей.
Все вопросы имеют готовые варианты ответа и не требуют длительно обдумывания. Отметьте знаком «+» (по каждой строке в соответствующему вашему ответу столбце), были ли когда-нибудь у вас явления, котор-ыми, как правило, отвечает психика человека на трудные жизненные обстоятельства, болезни.
Время заполнения бланка — около 5 мин. Нередко у респондентов возникает вопрос о выборе варианта ответа, если симптом отмечается «иногда». В этом случае говорится, что такая характеристика относится практически ко всем перечисленным симптомам, поскольку ни один из них не может присутствовать «постоянно», и предлогается указать, «давно ли появился» данный симптом.
Важным деонтологическим аспектом поведения интервьюера выступает акцентирование того факта, что ответы на тест не являются основанием для установления психиатрического диагноза, а сам те предназначен для психически здоровых людей.
Ключ и обработка данных.Перевод градаций шкал (I) в баллы (II) производится так: (табл. 15.2).
Таблица 15.2
Перевод градаций шкал
I | II |
Нет и не было | |
Было в прошлом, но сейчас нет | |
Появилось в последнее время | |
Есть уже длительное время | |
Есть и всегда было |
Для стандартизационной выборки средний балл равняется 16,0 при сигмальном отклонении 3,89. Аппроксимированные нормальным распределением «сырые» баллы и соответствующие им стандартные г-оценки приведены в табл. 15.3.
Таблица 15.3