Занятие 15. Тест нервно-психической адаптации

И. Н. Гурвич

Вводные замечания.Тест разработан в отделении психопрофилак­тики и внебольничной психиатрии Психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева. Конкретно-мето­дологической основой теста послужила концептуальная модель пред-болезненных состояний в психиатрии, выдвинутая С. Б. Семичовым. Им же разработаны концепты симптомов, содержащиеся в первич­ной форме теста.

Назначение и содержание теста.Это психиатрический тест, что на операциональном уровне выражается в выявлении уровня нервно-психической адаптации путем установления наличия и выраженно­сти у индивида некоторых психиатрических симптомов. Такая его направленность выражается еще и в том, что крайними категориями многомерной шкалы адаптации выступают абсолютное (идеальное) нервно-психическое здоровье и вероятное болезненное нервно-пси­хическое состояние.

Тест может быть применен:

• в качестве самостоятельной клинико-психологической методики;

• составе методического оснащения программ, направленных на изучение факторов нервно-психического здоровья популяций, когда тестовые оценки представляют собой результирующую пе­ременную, отражающую влияние факторов, изучаемых в эпиде­миологическом аспекте;

• в составе двухшаговых скрининговых процедур — для первого шага скрининга, в этом случае тест позволяет расслоить популя­цию по уровню нервно-психического здоровья.

Состав. Тест состоит из 26 суждений, что практически достаточно для гомогенного теста. Суждения отобраны по результатам оценки надеж-ности и валидности первичной формы теста и размещены в случайном порядке. Каждое из них имеет 4-балльную шкалу с нулевым делением (т.е. подразумевающую возможность отсутствия симптома), относящуюся к так называемым шкалам последовательных интервалов. Получение итоговых оценок осуществляется путем суммирования.

Шкалы построены по типу шкалы Ликерта; они идентифицируют сим­птом с преходящей реакцией, актуальной реакцией, состоянием или развитием. Окончательная форма теста приведена в табл. 15.1.

Таблица 15.1 Окончательная форма теста

Симптом Есть и всегда было Есть уже длитель­ное время Появилось в послед­нее время Было в прошлом, но сейчас нет Нет и не было
Бессонница          
Ощущение, что окружающие не­одобрительно к вам относятся          
Головные боли          
Изменение настрое­ния без видимых причин          
Боязнь темноты          
Чувство, что вы ху­же других людей         '
Склонность к сле­зам, плаксивость         _
Ощущение «комка» в горле          
Боязнь высоты          
Быстрая утомляе­мость, чувство усталости        
Неуверенность в се­бе и в своих силах          
Сильное чувство вины          
Опасения но пово­ду тяжелого забо­левания (не под­твержденного при обследовании)          
Боязнь находиться одному в помеще­нии или на улице          
Опасение покра­снеть «на людях»          
Трудности в обще­нии с людьми          
Необоснованный прах за себя, других людей, боязнь ка­ких-либо ситуаций          
Дрожание рук, ног, невозможность сдержать проявле­ния своих чувств          
Сниженное или подавленное на­строение          
Сердцебиение          
Беспричинная тре­вога, «предчувст­вия», ощущение, что может произойти что-то неприятное          
Безразличие ко всему          
Раздражительность, вспыльчивость          
Повышенная пот­ливость          
Чвство слабости          

Сндартизационная выборка. Тест стандартизирован на «гнездной» выборке работников производственного объединения «Невский завод» (Санкт-Петербург). «Гнездами» служили цеховые врачебные участки. Объем выборки, сформированной путем сплошного «внутригнездного» отбора, составил 2203 единицы. При оценке по t-критерию Стьюдента оказалось, что по полу для большинства возрастных групп стандартизационная выборка достаточно хорошо репрезентирует гене­ральную совокупность работников крупного промышленного предпри­ятия, а различия достоверно (при Р J0,01) устанавливаются лишь по относительно малочисленным группам занятых в возрасте 18-25 лет и 56 лет и старше.

Проведение теста.Тест относится к типу «карандаш—бумага» и допу­скает групповое проведение в виде анкетного опроса. Для оценки ре­зультатов необходим ключ — прозрачная «сетка», где нанесены шкаль­ные оценки значений ответов.

Позиция интервьюера индифферентная. Инструкция респонден­там дается в терминах опросного исследования, употребление здес слова «тест» нежелательно. Она может звучать примерно так:

На вашем предприятии (в организации, городе и т. д.) проводится иссл дованне для совершенствования медицинской помощи и предупрежд пня нервно-психических расстройств.

Просим вас заполнить вопросник. Ваши ответы помогут улучшить дис пансерное обслуживание (работающих на вашем предприятии, прожи вающнх в вашем городе и т. д.). Заполненный опросник не подлежит огласке и не может быть использован для медицинского учета или каких-либо других административных целей.

Все вопросы имеют готовые варианты ответа и не требуют длительно обдумывания. Отметьте знаком «+» (по каждой строке в соответствующему вашему ответу столбце), были ли когда-нибудь у вас явления, котор-ыми, как правило, отвечает психика человека на трудные жизненные обстоятельства, болезни.

Время заполнения бланка — около 5 мин. Нередко у респондентов возникает вопрос о выборе варианта ответа, если симптом отмечается «иногда». В этом случае говорится, что такая характеристика относится практически ко всем перечисленным симптомам, поскольку ни один из них не может присутствовать «постоянно», и предлогается указать, «давно ли появился» данный симптом.

Важным деонтологическим аспектом поведения интервьюера выступает акцентирование того факта, что ответы на тест не являются основанием для установления психиатрического диагноза, а сам те предназначен для психически здоровых людей.

Ключ и обработка данных.Перевод градаций шкал (I) в баллы (II) производится так: (табл. 15.2).

Таблица 15.2

Перевод градаций шкал

I II
Нет и не было
Было в прошлом, но сейчас нет
Появилось в последнее время
Есть уже длительное время
Есть и всегда было

Для стандартизационной выборки средний балл равняется 16,0 при сигмальном отклонении 3,89. Аппроксимированные нормальным распределением «сырые» баллы и соответствующие им стандартные г-оценки приведены в табл. 15.3.

Таблица 15.3

Наши рекомендации