Эмоциональное взаимодействие и отклонения в личностном развитии ребенка

Обращение к особенностям эмоциональной стороны взаимо­действия с родителями очень часто встречается в исследованиях причин отклонений в личностном развитии ребенка. Нарушение эмоционального контакта с родителем, отсутствие эмоциональ­ного принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует пси­хику ребенка [23; 62; 65; 134].

Лишенные родительской привязанности дети неизменно испы­тывают на себе неприязнь, враждебность, а вследствие этого — непоследовательность воспитательных воздействий, жестокость на­казаний. В ситуации эмоционального дефицита воспитательные воздействия, воспринимаемые родителями как нормальные, пе­реживаются ребенком как насилие. Ежедневная малая война меж­ду родителями и детьми в ходе каждодневных обид, унижений и разочарований замыкает сознание в кругу этих переживаний. В конце концов дети теряют надежду на любовь без насилия [23]. Это спо­собствует развитию агрессии, возникновению асоциального пове­дения.

Особенности детско-родительского взаимодействия часто яв­ляются причиной возникновения другого искажения в развитии личности ребенка — застенчивости [65]. В данном случае акцент делается на существующей у некоторых родителей зависимости отношения к ребенку от уровня его возможностей и достижений. Ребенку в таких семьях не дарована безусловная любовь. Чтобы быть любимым, ценным, желанным, он должен демонстрировать требуемые достижения. Родительская ориентация на личные до­стижения порождает неуверенность ребенка в себе, представления о собственной неспособности, неполноценности, склонность к самоунижению. Сами же родители часто поддерживают сложив­шиеся представления, подчеркивая несовершенства ребенка или «навешивая на него ярлык застенчивого». В сочетании с повышен­ным чувством опасности, развивающимся у таких детей, неуве­ренность в себе перерастает в болезненное состояние, при кото­ром возникает непреодолимый барьер между ребенком и окружающими его людьми.

Недостаток искренних, доверительных, теплых эмоциональных отношений является одной из причин возникновения у детей не­врозов. В ряде случаев ощущаемый ребенком недостаток родитель­ской любви, так же как и в предыдущем случае, является отраже­нием особого отношения, характеризующегося условным его при­нятием. Имея образ идеального ребенка, который никогда не пла­чет, беззаветно любит родителей и обладает сильным характеров, родители не принимают никаких отклонений и оценивают любое проявление индивидуальности как недостаток. Взаимодействие с ребенком в этом случае окрашено негативными эмоциями, что составляет негативный эмоциональный фон взаимодействия. Как же любить ребенка, если он постоянно вызывает раздражение, если он не согласен с родителями и не идет к ним навстречу, если его не удается поставить на место, сделать так, чтобы сразу замолчал и безропотно выполнил все, что находят нужным взрослые [62],

В других случаях родители избегают демонстрировать свою лю­бовь к ребенку под влиянием ошибочных воспитательных устано­вок, полагая, что уверенность ребенка в родительской любви де­лает его избалованным, эгоистичным, себялюбивым. Руководству­ясь представлениями о необходимости исполнить свой родитель­ский долг воспитания, они неизменно ориентируются на соци­альные требования, принося в жертву актуальные потребности самого ребенка, очень часто, поступая формально правильно, ли­шают его взаимности, отзывчивости и сострадания.

В любом случае ребенок остро переживает отсутствие безуслов­ной родительский любви, что определяет невротический путь его развития [27; 62; 153].

Значимость эмоциональной стороны детско-родительских отно­шений не уменьшается с возрастом ребенка. Особенности семейных отношений являются также источником психогений у подростков [85; 94; 182]. Возникновение их, по мнению авторов, связано с фру­страцией потребности в эмоциональной поддержке, любви, симпатии.

Подчеркивается губительность для психического здоровья под­ростка таких особенностей отношения к нему родителей, как без­надзорность, характеризующаяся отсутствием внимания, заинте­ресованности условиями его жизни; чрезмерная опека, свидетель­ствующая о недоверии к его возможностям; повышенная мораль­ная ответственность, при которой ориентация родителей на высо­кие достижения подростка свидетельствует об условности его при­нятия; эмоциональное отвержение — крайний случай, когда ро­дители тяготятся подростком. Все это провоцирует не только раз­витие патохарактерологических черт личности, но и психогенных заболеваний.

Подводя итог проведенному анализу, напомним, что мы огра­ничили свою задачу выделением тех характеристик, которые при­влекаются для описания эмоциональной стороны детско-родитель Эмоциональное взаимодействие и отклонения в личностном развитии ребенка - student2.ru Эмоциональное взаимодействие и отклонения в личностном развитии ребенка - student2.ru Эмоциональное взаимодействие и отклонения в личностном развитии ребенка - student2.ru Эмоциональное взаимодействие и отклонения в личностном развитии ребенка - student2.ru Эмоциональное взаимодействие и отклонения в личностном развитии ребенка - student2.ru ского взаимодействия. Мы видим, что различными авторами широко используются такие характеристики, как чувствительность, эмоциональный контакт, эмоциональное принятие, эмпатия, эмоциональнаяподдержка, чувства во взаимодействии, эмоциональ­ный фон взаимодействия, ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия. Объем этого перечня свидетельствует о неоднородности и многогранности описываемой психологиче­ской реальности.

Наши рекомендации