Кафедра психологического консультирования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
кафедра психологического консультирования
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета психологии МГОУ
__________________А.В. Булгаков
«___ » ______________ 2012 г.
ОСНОВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
И НАПРАВЛЕНИЯМ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
учебно-методический комплекс
Москва, 2012
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
И НАПРАВЛЕНИЯ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ»
Тема 1. Введение в дисциплину «Основные психотерапевтические школы
и направления в консультировании»
Глубинная психология и ее вклад в развитие мировой психологической науки и практики. Развитие основных направлений глубинной психологии – З.Фрейд и психоанализ, А.Адлер и индивидуальная психология, К.Юнг и аналитическая психология – в историко-культурном контексте конца XIX – первой половины XX века. Влияние глубинной психологии на развитие мировой психологической науки. Современное состояние глубинной психологии.
Психоаналитически ориентированное консультирование и психотерапия как методы оказания психологической помощи. Многозначность понятия психоанализ. Теоретический и клинический, научный и прикладной, дилетантский и дикий психоанализы. Особенности психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии и их место в общей системе оказания психологической помощи людям, нуждающихся в ней. Международная психоаналитическая ассоциация. Система психоаналитического образования и стандарты деятельности психоаналитически ориентированного специалиста. Современное состояние психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии. Прикладные аспекты психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии.
Актуальные проблемы психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии. Многообразие современных модификаций психоаналитически ориентированных методов оказания психологической помощи и особенности взаимодействия специалистов разных школ. Многозначность понимания теоретических психоаналитических конструктов. Размытость границ между различными формами психоаналитически ориентированных методов оказания психологической помощи. Отсутствие общепризнанных профессиональных стандартов. Экспериментальные исследования эффективности психоаналитической психотерапии (по результатам Меннингеровского исследования). Оценка прогностических показателей эффективности психоаналитической психотерапии. Обособленность российских психоаналитически ориентированных специалистов.
Общая характеристика дисциплины «Основные психотерапевтические школы и направления в консультировании». Место дисциплины в общей системе подготовки студента психологии. Цели и задачи дисциплины. Требования, предъявляемые к уровню подготовленности магистра психологии по дисциплине. Последовательность и особенности изучения дисциплины.
Литература:
Основная:
1. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007.
2. Лейбин В.М. Психоанализ. СПб.: Питер, 2008.
3. Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. Для консультантов, психотерапевтов и психологов. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. С. 32-55.
4. Соколова Е.Т. Психотерапия. Теория и практика. М.: Академия, 2010. С. 19-139.
Дополнительная:
5. Абрахам К., Гловер Э., Ференци Ш. Классические психоаналитические труды. М.: Когито-Центр, 2009.
6. Аграчев С.Г. К вопросу о месте и роли психоанализа в современной культуре// Московский психотерапевтический журнал, 1996, №2, С. 14-25.
7. Бабин С.М., Васильева А.В. Динамический подход и феномен параллельных процессов в супервизии // Московский психотерапевтический журнал, 2007, №2 (53), С. 211-224.
8. Бержере Ж. Патопсихология. Психоаналитический подход: Теория и практика. М.: Изд-во МГУ, 2008.
9. Браун Д., Педдер Дж. Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики. М.: Изд-во «Класс», 1998.
10. Буш Ф. Новый взгляд на психоаналитическую психотерапии. СПб.: Изд-во ВЕИП, 2005.
11. Вайсс Дж. Как работает психотерапия: Процесс и техника. М.: Изд-во «Класс», 1998.
12. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М.: Изд-во «Класс», 2007.
13. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб.: Питер, 2002. С. 233-262.
14. Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д.Дж. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций: Руководство для преп. психодинамической психотерапии и психоанализа. СПб.: Б&К, 1997.
15. Зальцбергер-Виттенбрг И. Психоаналитический инсайт и человеческие отношения. Кляйнианский подход. М.: Изд-во «Класс», 2006.
16. Зигмунд Фрейд – основатель новой научной парадигмы: психоанализ в теории и практики (к 150-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда). Материалы Международной психоаналитической конференции. 16-17 декабря 2006г. в 2-х т. М.: Изд-во РПО, 2006.
17. Зигмунд Фрейд и психоанализ в России. М.: МПСИ, 2000.
18. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. – СПб.: Б&К, 2004.
19. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. М.: Изд-во «Класс», 2000.
20. Кехеле Х., Томэ Г. Современный психоанализ: исследования. СПб.: Изд-во ВЕИП, 2001.
21. Ключевые понятия психоанализа/ под ред. В. Мертенса. СПб.: Б&К, 2001.
22. «Конечный и бесконечный психоанализ» Зигмунда Фрейда. – М.: МГ Менеджмент, 1998.
23. Крис А. Свободные ассоциации: Метод и процесс. М.: Когито-Центр, 2007.
24. Кузовкин В.В. Психоанализ З.Фрейда и клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса (различия и точки соприкосновения)// Московский психотерапевтический журнал, 2007, №2 (53), С. 81-105.
25. Куттер П. Современный психоанализ. СПб.: Б&К, 1997.
26. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу/ Пер. с франц. и науч. ред. Н.С.Автономовой. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. 751 с.
27. Левальд Г. О психотерапевтической работе в психоанализе// Антология современного психоанализа. М.: Институт психологии РАН, 2000. Т.1. С. 300-326.
28. Лейбин В.М. Психоанализ: проблемы, исследования, дискуссии. М.: Когито-центр, 2008.
29. Литвинов А.В. Арон Исаакович Белкин (1927-2003): к 80-летию со дня рождения// Психоаналитический вестник, 2007. №17. С. 9-44.
30. Лох В. Основы психоаналитической теории (метапсихология). М.: Когито-Центр, 2007.
31. Мужчина и женщина в современном изменяющемся мире: психоаналитические концепции. Материалы Всероссийской психоаналитической конференции 17-18 декабря 2005г. М.: РПО, 2005.
32. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2002.
33. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа. М.: МПСИ: Флинта, 1999.
34. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003. С. 23-128.
35. Психоанализ. Новейшая энциклопедия/ Сост. и общ. ред.: В.И.Овчаренко, А.А.Грицанов. Мн.: Книжный Дом, 2010.
36. Психоаналитические концепции нарциссизма/ Под ред. А.В.Литвинова, А.Н.Харитонова. М.: РПО, 2009.
37. Психоаналитические термины и понятия: Словарь/ Под ред. Барнесса Э.Мура и Бернарда Д.Файна/ Пер. с англ. А.М.Боковикова, И.Б.Гриншпуна, А.Фильца. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 304 с.
38. Пузырей А.А. Психотехнический статус психоаналитических представлений// Журнал практического психолога. №1-2, 2003.
39. Рехардт Э. Ключевые проблемы психоанализа. М.: Когито-Центр, 2009.
40. Решетников М.М. Элементарный психоанализ. СПб.: Изд-во ВЕИП, 2003.
41. Рождественский Д.С. Начало психоаналитического процесса. СПб.: Б&К, 2006.
42. Сексуальная культура современной России. Материалы научно-практической конференции 27 мая 2006 г. – М.: РПО, 2006.
43. Семенова Н.Д. Этические основы психотерапии // Московский психотерапевтический журнал, 1997, №2 (16), С.109-130.
44. Терапевтические отношения в психоанализе. М.: Когито-Центр, 2007.
45. Терапевтические факторы в психоанализе. Специфичность и не специфичность процессов трансформации. М.: Когито-Центр, 2007.
46. Томе Х., Кехеле Х. Современный психоанализ. Т.2. Практика М. : Изд. группа «Прогресс»-«Литера», 1996.
47. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т.1. Теория. М.: Изд. группа «Прогресс»-«Литера», 1996.
48. Филатов Ф.Р. Три этапа становления теоретического анализа // Московский психотерапевтический журнал, 2007, №2 (53), С. 31-43.
49. Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб.: Изд-во ВЕИП, 2010.
50. Фрейд З. Собрание сочинений в Х томах. – М.: ООО «Фирма СТД», 2005.
51. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Питер, 2006.
52. Хайгл-Эверс А, Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. СПб.: Питер, 2002.
53. Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб.: Б&К, 1997.
54. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2010. С. 105-269.
55. Эволюция психотерапии. Т. 2. «Осень патриархов»: Психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия. М.: Изд-во «Класс», 1998, С. 9-168.