Тема 1.3 «Проблема сознательного и бессознательного»

Лекция 4. Проблема сознательного и бессознательного.

План лекции:

1. Предпосылки и условия возникновения сознания.

2. Структура сознания и его характеристики.

3. Понятие о бессознательном. Виды бессознательного.

Самостоятельная аудиторная работа по теме

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы   Форма отчётности
1. Общая Слежение за планом чтения лекции; ведение записей и составление конспекта лекции; ответы на формулируемые преподавателем вопросы; проведение экспериментального исследования Представление конспекта на проверку, протокол исследования, презентация результатов
2. Индивидуальная Подготовка ответов на вопросы плана семинара Устное выступление

Семинар 4. «Я-концепция»

Основные вопросы:

1. История изучения (

· У. Джеймс,

· Ч. Кули,

· Дж. Мид,

· Э. Эриксон,

· К. Роджерс).

2. Специфика рассмотрения Я-концепции в психологии.

3. Структура и функции Я-концепции (Р. Бернс).

Задание по аудиторной самостоятельной работе:

1. Диагностика самооценки личности, предполагаемой групповой оценки и общегрупповой оценки.

2. Оформление в тетради протокола исследования.

3. Обсуждение результатов исследования, формулировка соответствующих выводов.

Литература: Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [текст]/Р. Бернс. – М.: Просвещение, 1986.

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи   Форма отчётности
1. По выбору студента Работа с научной литературой (первоисточниками) Рубежная аттестация. Представление аннотации на проверку

Вопросы и задания для самостоятельного изучения

Познакомиться с первоисточниками (на выбор) и написать аннотацию.

· Фрейд, З. Психология бессознательного [текст]/ З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989.

· Фрейд, З. Психоаналитические этюды [текст]/ З. Фрейд. – Минск: Беларусь, 1991.

· Фрейд, З. Введение в психоанализ [текст]/ З. Фрейд. – М.:Наука, 1995.

· Фрейд, З. Я и Оно [текст]/ З. Фрейд. – М.: ЭКСМО, 2005.

· Юнг, К.Г. Психологические типы [текст]/К.Г. Юнг. – СПб.: Ювента, 1995.

· Юнг, К.Г. Символ и архетип [текст]/К.Г. Юнг. – М.:Renaissance, 1991.

Форма текущего контроля:устныйопрос, презентация результатов исследовательской деятельности

Материалы текущего контроля

Примерные вопросы и задания для устного опроса:

1. В чем состоит сущность человеческого сознания?

2. Раскройте структуру сознания.

3. Какую роль в процессе развития человеческого сознания сыграла человеческая рука?

4. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносит на психику человека? Почему?

5. Как складывается взаимодействие сознания и бессознательного?

Тема 1.4 «Проблема самосознания»

Лекция 5. Феномен самосознания в психологии

План лекции:

1. Понятие самосознания. Структура.

2. Когнитивный компонент самосознания.

3. Аффективно-оценочный компонент самосознания.

4. Регулятивный компонент самосознания.

Самостоятельная аудиторная работа по теме

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы   Форма отчётности
1. Общая Слежение за планом чтения лекции; ведение записей и составление конспекта лекции; ответы на формулируемые преподавателем вопросы; проведение экспериментального исследования Представление конспекта на проверку, протокол исследования, презентация результатов
2. Индивидуальная Подготовка ответов на вопросы плана семинара Устное выступление

Семинар 5. «Самооценка. Уровень притязаний»

Основные вопросы:

1. Характеристики самооценки.

2. Характеристики уровня притязаний.

Задание по аудиторной самостоятельной работе:

1. Экспериментально исследовать самооценку (Т. Дембо – С. Рубинштейн);

2. Сопоставить данные исследования самооценки с данными уровня притязаний (Ф. Хоппе).

Литература:

Мартин, Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики [Текст] / Д.Мартин – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2004.

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчётности
1. Общая Работа с учебной, научной, научно-популярной литературой и конспектом лекций. Моделирование фрагментов поведения человека Семинар по теме Представление на проверку психолого-педагогических рекомендаций

Вопросы и задания для самостоятельного изучения

1. Составление психолого-педагогических рекомендаций по коррекции неадекватно завышенной и заниженной самооценки.

2. Познакомиться с книгой: Прихожан, А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе [текст]/А.М. Прихожан. – М.: Сфера, 2000. Сформулировать основные приемы становления уверенного поведения.

Форма текущего контроля:устныйопрос, презентация результатов исследовательской деятельности

Материалы текущего контроля

Примерные вопросы и задания для устного опроса:

1. Раскройте структуру самосознания.

2. Чем отличаются друг от друга люди с неадекватно завышенной и неадекватно заниженной самооценкой?

3. В чем состоит положительное и отрицательное влияние высокого уровня притязаний?

4. Что такое конгруэнтность человека?

5. Чем отличается самосознание от «Я-концепции?»

Наши рекомендации