Тема 1.3 «Проблема сознательного и бессознательного»
Лекция 4. Проблема сознательного и бессознательного.
План лекции:
1. Предпосылки и условия возникновения сознания.
2. Структура сознания и его характеристики.
3. Понятие о бессознательном. Виды бессознательного.
Самостоятельная аудиторная работа по теме
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчётности |
1. | Общая | Слежение за планом чтения лекции; ведение записей и составление конспекта лекции; ответы на формулируемые преподавателем вопросы; проведение экспериментального исследования | Представление конспекта на проверку, протокол исследования, презентация результатов |
2. | Индивидуальная | Подготовка ответов на вопросы плана семинара | Устное выступление |
Семинар 4. «Я-концепция»
Основные вопросы:
1. История изучения (
· У. Джеймс,
· Ч. Кули,
· Дж. Мид,
· Э. Эриксон,
· К. Роджерс).
2. Специфика рассмотрения Я-концепции в психологии.
3. Структура и функции Я-концепции (Р. Бернс).
Задание по аудиторной самостоятельной работе:
1. Диагностика самооценки личности, предполагаемой групповой оценки и общегрупповой оценки.
2. Оформление в тетради протокола исследования.
3. Обсуждение результатов исследования, формулировка соответствующих выводов.
Литература: Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [текст]/Р. Бернс. – М.: Просвещение, 1986.
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Срок сдачи | Форма отчётности |
1. | По выбору студента | Работа с научной литературой (первоисточниками) | Рубежная аттестация. | Представление аннотации на проверку |
Вопросы и задания для самостоятельного изучения
Познакомиться с первоисточниками (на выбор) и написать аннотацию.
· Фрейд, З. Психология бессознательного [текст]/ З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989.
· Фрейд, З. Психоаналитические этюды [текст]/ З. Фрейд. – Минск: Беларусь, 1991.
· Фрейд, З. Введение в психоанализ [текст]/ З. Фрейд. – М.:Наука, 1995.
· Фрейд, З. Я и Оно [текст]/ З. Фрейд. – М.: ЭКСМО, 2005.
· Юнг, К.Г. Психологические типы [текст]/К.Г. Юнг. – СПб.: Ювента, 1995.
· Юнг, К.Г. Символ и архетип [текст]/К.Г. Юнг. – М.:Renaissance, 1991.
Форма текущего контроля:устныйопрос, презентация результатов исследовательской деятельности
Материалы текущего контроля
Примерные вопросы и задания для устного опроса:
1. В чем состоит сущность человеческого сознания?
2. Раскройте структуру сознания.
3. Какую роль в процессе развития человеческого сознания сыграла человеческая рука?
4. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносит на психику человека? Почему?
5. Как складывается взаимодействие сознания и бессознательного?
Тема 1.4 «Проблема самосознания»
Лекция 5. Феномен самосознания в психологии
План лекции:
1. Понятие самосознания. Структура.
2. Когнитивный компонент самосознания.
3. Аффективно-оценочный компонент самосознания.
4. Регулятивный компонент самосознания.
Самостоятельная аудиторная работа по теме
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчётности |
1. | Общая | Слежение за планом чтения лекции; ведение записей и составление конспекта лекции; ответы на формулируемые преподавателем вопросы; проведение экспериментального исследования | Представление конспекта на проверку, протокол исследования, презентация результатов |
2. | Индивидуальная | Подготовка ответов на вопросы плана семинара | Устное выступление |
Семинар 5. «Самооценка. Уровень притязаний»
Основные вопросы:
1. Характеристики самооценки.
2. Характеристики уровня притязаний.
Задание по аудиторной самостоятельной работе:
1. Экспериментально исследовать самооценку (Т. Дембо – С. Рубинштейн);
2. Сопоставить данные исследования самооценки с данными уровня притязаний (Ф. Хоппе).
Литература:
Мартин, Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики [Текст] / Д.Мартин – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2004.
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Срок сдачи | Форма отчётности |
1. | Общая | Работа с учебной, научной, научно-популярной литературой и конспектом лекций. Моделирование фрагментов поведения человека | Семинар по теме | Представление на проверку психолого-педагогических рекомендаций |
Вопросы и задания для самостоятельного изучения
1. Составление психолого-педагогических рекомендаций по коррекции неадекватно завышенной и заниженной самооценки.
2. Познакомиться с книгой: Прихожан, А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе [текст]/А.М. Прихожан. – М.: Сфера, 2000. Сформулировать основные приемы становления уверенного поведения.
Форма текущего контроля:устныйопрос, презентация результатов исследовательской деятельности
Материалы текущего контроля
Примерные вопросы и задания для устного опроса:
1. Раскройте структуру самосознания.
2. Чем отличаются друг от друга люди с неадекватно завышенной и неадекватно заниженной самооценкой?
3. В чем состоит положительное и отрицательное влияние высокого уровня притязаний?
4. Что такое конгруэнтность человека?
5. Чем отличается самосознание от «Я-концепции?»