Психология воображения
Понятие воображения. Место воображения в системе познавательных функций человека. Воображение и образное мышление. Разновидности воображения. Воображение и творчество. Роль воображения в практической деятельности. Методы исследования воображения.
4.6. Сущность мышления и речи.
Психология мышления. Общефилософские основы исследования мышления. Подходы к исследованию мышления на разных этапах развития психологической мысли. Вюрцбургская школа исследования мышления. Подходы к изучению мышления в бихевиоризме (Б. Скиннер, В. Торндайк). Исследования мышления в рамках гештальтпсихологии (К. Келлер, К. Дункер). Попытки кросскультурного исследования мыслительных процессов. Мышление в структуре познавательных процессов. Роль и место мышления в развитии человека. Основные мыслительные действия. Формы и виды мышления.
Типологии мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое: практическое и теоретическое; дискурсивное, интуитивное; аутистическое, эгоцентрическое, реалистическое; репродуктивное, продуктивное
Мышление как процесс и его продукты (понятия, знания, суждения, умозаключения). Мыслительная задача. Классификация задач (O.K. Тихомиров). Проблемные ситуации. Виды проблемных ситуаций. Этапы процесса мышления (постановка проблемы, анализ условий, выдвижение гипотезы, функциональное решение, конкретное решение, проверка). Соотношение разных подходов к описанию стадии мыслительного процесса: схема Л. Уоллеса, схема К. Дункера, схема операций мышления по О. Зельцу и в школе С.Л. Рубинштейна. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и пр. Анализ через синтез как механизм мышления. Факторы, влияющие на успешность решения задачи.
Мышление как форма познавательной деятельности. Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и целеобразование. Понятие промежуточной цели и операционального смысла. Эмоциональное регулирование мышления. Положение Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Мышление и самосознание. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты мыслительной деятельности, их роль на разных этапах процесса мышления.
Сущность, виды и функции речи.
Речь и общение. Развитие коммуникации в филогенезе. Виды коммуникации. Речевое поведение. Речевая деятельность, речевое действие. Роль речи в протекании психических процессов. Роль речи в развитии интеллекта по Л.С. Выготскому и Ж. Пиаже. Генезис регулирующей функции речи. Виды и функции речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя и внешняя речь. Соотношение внешней и внутренней речи. Эгоцентрическая и внутренняя речь. Структура функции и развитие эгоцентрической речи: полемика Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.
Речевое развитие.Психофизиологические механизмы речи. Онтогенез речи. Этапы развития речи. Мозговая организация речевой деятельности. Мозговая организация внутренней речи. Мозговая организация процессов декодирования. Дисфункции речевого развития. Нарушения мыслительной и речевой деятельности.
Речевое высказывание.Проблема единиц языка. Психологическая проблема фразы как единицы высказывания. Синтаксическое и семантическое строение фразы. Основные формы речевого высказывания (устная: диалогическая, монологическая, письменная речь). Развернутое речевое сообщение и его порождение (мотив и замысел высказывания). Анализ процессов понимания. Понимание фразы (гипотеза Н. Хомского и Дж. Миллера). Понимание смысла сложного сообщения. Текст и подтекст. Понятие референтной ситуации (Ф. Джонсон-Лэйрд). Роль зрительных образов в понимании предложений (гипотеза А. Пайвио). Язык и дискурсивное мышление. Операция вывода. «Эффект атмосферы». Рационалистическое направление Хэнли. Теория дедуктивного вывода Ф. Джонсона-Лэйрда.
Проблема воли в психологии
Особенности волевой регуляции психической активности. Волевое усилие и волевое действие. Произвольные психические функции и воля. Волевые процессы и свойства личности. Воля и эмоции человека. Воля и интеллект человека. Воля и мотивация. Основные теории воли. Концепция воли Н. Аха. Исследование психологии воли В.И. Селивановым, В.А. Иванниковым и другими психологами. Проявления волевых качеств личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Немов, Р.С. Психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Немов Р.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2013.— 687 c.— http://www.iprbookshop.ru/14187.— ЭБС «IPRbooks»
2. Резепов, И.Ш.Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Резепов И.Ш.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— c.— http://www.iprbookshop.ru/1140.— ЭБС «IPRbooks»
3. Шадриков, В.Д.От индивида к индивидуальности [Электронный ресурс]: монография/ Шадриков В.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2013.— 656 c.— http://www.iprbookshop.ru/15564.— ЭБС «IPRbooks»
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Характеристика развития ребенка от рождения до младшего школьного возраста.