Психология воображения

Понятие воображения. Место воображения в системе познавательных функций человека. Воображение и образное мышление. Разновидности воображения. Воображение и творчество. Роль воображения в практической деятельности. Методы исследования воображения.

4.6. Сущность мышления и речи.

Психология мышления. Общефилософские основы исследования мышле­ния. Подходы к исследованию мышления на разных этапах развития психо­логической мысли. Вюрцбургская школа исследования мыш­ления. Подходы к изучению мышления в бихевиоризме (Б. Скиннер, В. Торндайк). Исследования мышления в рамках гештальтпсихологии (К. Келлер, К. Дункер). Попытки кросскультурного исследования мыслительных процессов. Мышление в структуре познавательных процессов. Роль и место мышления в развитии человека. Основные мыслительные действия. Формы и виды мышления.

Типологии мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое: практическое и те­оретическое; дискурсивное, интуитивное; аутистическое, эгоцентрическое, реалистическое; репродуктивное, продук­тивное

Мышление как процесс и его продукты (понятия, знания, суждения, умозаключения). Мыслительная задача. Класси­фикация задач (O.K. Тихомиров). Проблемные ситуации. Виды проблемных ситуаций. Этапы процесса мышления (по­становка проблемы, анализ условий, выдвижение гипоте­зы, функциональное решение, конкретное решение, провер­ка). Соотношение разных подходов к описанию стадии мыс­лительного процесса: схема Л. Уоллеса, схема К. Дункера, схема операций мышления по О. Зельцу и в школе С.Л. Ру­бинштейна. Мыслительные операции: анализ, синтез, обоб­щение, конкретизация, сравнение и пр. Анализ через син­тез как механизм мышления. Факторы, влияющие на ус­пешность решения задачи.

Мышление как форма познавательной деятельности. Мотивация мыс­лительной деятельности. Мышление и целеобразование. Понятие промежуточной цели и операционального смысла. Эмоциональное регулирование мышления. Положение Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Мыш­ление и самосознание. Осознаваемые и неосознаваемые ком­поненты мыслительной деятельности, их роль на разных этапах процесса мышления.

Сущность, виды и функции речи.

Речь и общение. Развитие комму­никации в филогенезе. Виды коммуникации. Речевое поведение. Речевая деятельность, речевое действие. Роль речи в протекании психических процессов. Роль речи в развитии интеллекта по Л.С. Выготскому и Ж. Пиаже. Ге­незис регулирующей функции речи. Виды и функции речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая, внут­ренняя и внешняя речь. Соотношение внешней и внутрен­ней речи. Эгоцентрическая и внутренняя речь. Структура функции и развитие эгоцентрической речи: полемика Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.

Речевое развитие.Психофизиологические механизмы речи. Онтогенез речи. Этапы развития речи. Мозговая орга­низация речевой деятельности. Мозговая организация внутренней речи. Мозговая организация процессов деко­дирования. Дисфункции речевого развития. Нарушения мыслительной и речевой деятельности.

Речевое высказывание.Проблема единиц языка. Пси­хологическая проблема фразы как единицы высказывания. Синтаксическое и семантическое строение фразы. Основ­ные формы речевого высказывания (устная: диалогичес­кая, монологическая, письменная речь). Развернутое ре­чевое сообщение и его порождение (мотив и замысел выс­казывания). Анализ процессов понимания. Пони­мание фразы (гипотеза Н. Хомского и Дж. Миллера). По­нимание смысла сложного сообщения. Текст и подтекст. Понятие референтной ситуации (Ф. Джонсон-Лэйрд). Роль зрительных образов в понимании предложений (гипотеза А. Пайвио). Язык и дискурсивное мышление. Операция вывода. «Эффект атмосферы». Рационалистическое направ­ление Хэнли. Теория дедуктивного вывода Ф. Джонсона-Лэйрда.

Проблема воли в психологии

Особенности волевой регуляции психической активности. Волевое усилие и волевое действие. Произвольные психические функции и воля. Волевые процессы и свойства личности. Воля и эмоции человека. Воля и интеллект человека. Воля и мотивация. Основные теории воли. Концепция воли Н. Аха. Исследование психологии воли В.И. Селивановым, В.А. Иванниковым и другими психологами. Проявления волевых качеств личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Немов, Р.С. Психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Немов Р.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2013.— 687 c.— http://www.iprbookshop.ru/14187.— ЭБС «IPRbooks»

2. Резепов, И.Ш.Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Резепов И.Ш.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— c.— http://www.iprbookshop.ru/1140.— ЭБС «IPRbooks»

3. Шадриков, В.Д.От индивида к индивидуальности [Электронный ресурс]: монография/ Шадриков В.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2013.— 656 c.— http://www.iprbookshop.ru/15564.— ЭБС «IPRbooks»

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Характеристика развития ребенка от рождения до младшего школьного возраста.

Наши рекомендации