Приветствие – 10 минут
Цель: создать в группе атмосферу психологического комфорта.
Содержание.
Участницам предлагается рассказать, что интересного и запоминающегося произошло с ними с прошлой встречи, а также обсудить итоги выполнения домашнего задания.
Упражнение «Женский парламент» – 40 минут
Цель: расширить вариативность в решении проблемных вопросов, связанных с родами.
Комментарий для ведущего.
Упражнение представляет собой модификацию упражнения Джеффа.
Содержание.
I. Вступительное слово ведущего.
Текст ведущего: «По мере приближения к родам женщины, как правило, все чаще задумываются над различными вопросами, ответы на которые не всегда однозначны и зависят от разных точек зрения на них. Я предлагаю поработать над этими проблемными вопросами, организовав «Женский парламент»».
В помещении на противоположных стенах вывешиваются плакаты со словами «Да», «Нет», «Не знаю».
II. Ведущий, стоя в середине зала, зачитывает участницам утверждения по одному. Участницы встают под один из плакатов в зависимости от того, согласны они с утверждением, не согласны или сомневаются. Каждая участница должна назвать аргумент в пользу своей точки зрения. Когда круг пройден, участницы могут занять другую позицию, пояснив, почему решили изменить точку зрения.
Предлагается следующий список утверждений, наиболее часто являющихся проблемными:
- Хочу рожать с мужем.
- Лучше рожать дома.
- Платно рожать безопаснее.
Ведущий может дополнить список вопросами, которые актуальны для данной группы (например, часто всплывали на занятиях).
По ходу обсуждения желательно составить таблицы аргументов «за» и «против» того или иного решения и вынести их на флип-чарт. Это поможет участницам в конце упражнения еще раз взвесить все аргументы и сделать собственный выбор.
III. По окончании упражнения ведущий подводит итоги.
Текст ведущего: «Вопросы, которые мы сейчас обсуждали, на самом деле не имеют единственно верного ответа, и каждой из вас придется принимать решение самостоятельно. В некоторых случаях полезно будет посоветоваться с врачом, юристом, родственниками. Какое бы решение вы ни приняли, помните, что у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Не забывайте, что успех зависит не столько от внешних обстоятельств, сколько от вашего внутреннего спокойствия и готовности подстраиваться под ситуацию».
Перерыв – 5 минут
Беседа «Роды – это работа» – 30 минут
Цель: формировать адекватные представления о родах с точки зрения возможных ощущений, возникающих на каждой стадии родового процесса.
Содержание.
I. Ведущий предлагает участницам ответить на следующие вопросы:
- Какие чувства у вас возникают при мысли о предстоящем рождении ребенка?
- Что вы чувствуете по мере приближения родов?
- Готовитесь ли к родам?
- Что вы считаете самым важным для родов?
II. По итогам обсуждения ведущий обобщает информацию о наиболее типичных ожиданиях и страхах, связанных с родами. Далее следует мини-лекция, в которой ведущий информирует участниц о процессах, происходящих на разных стадиях родов и вероятных ощущениях. Материал для подготовки мини-лекции представлен в приложении 16.
Комментарий для ведущего.
Рисунок или схема строения матки облегчает понимание механизмов возникновения боли, ощущений, возникающих на каждой стадии родов, «работу» ребенка в родах, значение расслабления на каждой стадии, что в совокупности мотивирует женщину на ежедневную тренировку навыка релаксации.
5. Дыхательная гимнастика[10] – 5 минут
Цель: формировать у участниц адекватные представления о значении дыхания в родах.
Содержание.
Ведущий предлагает участницам вспомнить виды дыхания, показанные на предыдущих занятиях (см. занятие 1 II блока программы).
Текст ведущего: «Вспомните, как мы с вами учились сознательно замедлять дыхание до частоты «сонного». Для того, чтобы прочувствовать это, сделайте медленный глубокий вдох, при вдохе опускается диафрагма, это можно проследить по тому, как поднимается брюшная стенка. Затем медленно выдохните, одновременно стараясь расслабиться.
В течение родов во время схваток расслабляться необходимо. Считать вдохи или еще как-то контролировать дыхание не стоит, это может вызвать нарастание напряжения. Поскольку роды – процесс бессознательный, можно предполагать, что и дыхание подстраивается бессознательно. А вот направить волевое усилие на расслабление нужно. Если женщина сохраняет состояние релаксации и находится в удобном положении, дыхание будет происходить должным образом само собой.
Когда появляется головка ребенка, а затем и плечи, врач и акушерка просят роженицу дышать часто и поверхностно, «собачкой», чтобы не тужиться. Тогда роды будут проходить не слишком быстро и под полным контролем. Это позволит избежать разрывов.
Ваша основная задача – слышать медицинский персонал, контролирующий роды, и сознательно следовать его рекомендациям, в том числе, относительно дыхания».