Признаки формы и характер
Говоря о форме почерка, прежде всего имеют в виду его степень гармоничности, геометрической выдержанности и каллиграфичности.
Степень гармоничности письма определяется особенностями сочетания отдельных элементов письма. В написании букв могут встречаться неправильности, непривычные изломы, дуги, промежутки и т. д. Однако если всмотреться, то письмо представляет собой одно целое. Есть даже специальный прием, позволяющий человеку увидеть и ощутить целостность письма и его гармонию. Надо отодвинуть от себя образец почерка на расстояние вытянутой руки, затем задержать дыхание и всмотреться. Необходимо следить за тем, чтобы в это время никакие мысли не отвлекали. После нескольких таких попыток удается ощутить целостную гармонию письма и не зафиксировать свое сознание на отдельных деталях. Гармоничность письма очень тесно связана с общей одаренностью личности, с развитием умственных способностей, с присутствием вкуса. Сразу же вспоминается удивительная гармония линий почерка А. С. Пушкина или гармония простых и ясных букв Л. Н. Толстого, в которых каждый элемент старательно исполнен.
Геометрическая выдержанность письма определяется ровностью полей со всех сторон, ровностью строк, одинаковостью промежутков между словами и строками, равномерностью нажима. По многим параметрам геометрической выдержанностью отличался почерк А. Суворова.
Геометрическая выдержанность письма обычно связывается с волевым развитием человека, с его работоспособностью, с запасом внутренней энергии, умением доводить
дело до конца, обдуманностью действий, устойчивостью чувствования, определенностью отношений к различным сторонам жизни.
Не менее важным является и показатель, характеризующий степень отклонения почерка от каллиграфического образца. Безукоризненный почерк совершенно обезличен, отклонение же от каллиграфического почерка характеризует самобытность личности, ее инициативу, умение быть оригинальным.
Степень гармоничности письма и отклонение его от каллиграфического почерка в значительной мере зависят от субъективного восприятия, степень же геометрической выдержанности имеет количественное измерение, что дает право рассматривать ее как более объективный признак почерка.
Восприятие формы письма очень тесно связано с нажимом пишущего, с тем давлением, которое он через ручку или перо оказывает на бумагу. Уже давно подмечено, что письмо с легким нажимом отвечает интроверту, человеку, направляющему свой ум внутрь. Почерк с относительно сильным нажимом присущ экстраверту, направляющему свои интересы в окружающий мир. Конечно же, встречается и много интровертов, занимающих промежуточное положение между первыми двумя. Напомним, что судить о нажиме, о постоянстве его проявления можно лишь после тщательного и количественного анализа написания букв и их элементов в образце почерка.
Равномерный, умеренный по силе нажим отвечает уравновешенным людям, с хорошим самообладанием, способностью к глубокой привязанности. Очень часто такими качествами обладают интроверты, но случается, что такой почерк можно обнаружить и у экстравертов.
Неровность нажима свидетельствует о преобладании импульсивных волевых актов, порывистости, впечатлительности, неспособности к систематическому труду. Де-
ятельность у таких людей не отличается равномерностью. Такие люди лучше приспосабливаются к неожиданным изменениям, их работоспособность может достигать максимума, а затем падать почти до нуля. Конечно же, неровность нажима может свидетельствовать и о вспыльчивости, склонности к хаотичным действиям, внутренних конфликтах. Сильный нажим очень часто свидетельствует о материальных и чувственных влечениях. С сильным нажимом часто пишут спортсмены.
Встречаются случаи, когда элементы букв написаны с сильным нажимом, затем они сменяются тонкими волосяными штрихами, к этому может добавиться некоторая сплющенность букв. Все вместе это скорее всего свидетельствует о воображении с сексуальным уклоном или о бурно проведенной молодости.
Бывает почерк с очень слабым нажимом, тогда можно предположить, что у человека низкая самооценка, он очень неуверен в себе. Если местами к тому же обнаруживается неровный нажим, то такой человек, по всей видимости, с трудом принимает решения, склонен мучить себя приступами страха и сомнений.
Форма почерка во многом еще определяется способом соединения букв в словах и формой элементов, составляющих их. Начнем с первого.
В почерке некоторых людей встречается буква «ш», написанная как «т». В таком почерке дуги, соединяющие вертикальные элементы, обращены к верхнему краю страницы. В этом случае говорят, что почерк носит название аркадического. У других же людей очень похоже начертание букв «и» и «п». В обоих случаях соединяющие дуги направлены выпуклостью вниз, к нижнему краю страницы. Это пример гирляндического почерка.
Сплошная аркадичность в письме чаще всего присуща людям, обращающим слишком большое внимание на внешние формы и внешние эффекты в ущерб содержанию.
Представители гирляндического почерка, наоборот, слишком много внимания уделяют содержанию и часто забывают о соблюдении соответствующей формы.
Людям с аркадической манерой письма приписывают неискренность, льстивость, недоверчивость. Такие люди внешне очень милы, но трудно догадаться, что у них на душе.
Аркадический почерк встречается нс так уж и часто, но замечено, что люди с такой манерой письма склонны к нарушению закона, им присуща образность представлений, они тяготеют к различного рода сравнениям и аналогиям, ну и, конечно же, к самолюбованию и внешним эффектам.
Теперь о форме самих букв или об использовании углов и дуг в почерке. Такие буквы, как «и», «п», «т», «щ», и другие можно писать угловато, а можно писать и кругло. Если вертикальные штрихи соединяются между собой кривыми линиями, то почерк называют круглым.
Напротив, когда штрихи при пересечении образуют угол, то такой почерк называется угловатым.
Если человек пишет округлым почерком, то его перо движется непрерывно, оно практически не останавливается, при изменении направления движения описывается дуга. Человек, пишущий угловатым почерком, делает небольшую паузу и лишь затем изменяет направление.
Люди, избегающие конфликтов, смягчающие противоречия, идущие на взаимные уступки, не делают внезапных движений рукой. Для них нехарактерны резкие жесты, жесткость тона, наступательные движения. В их почерке отсутствует преимущественно угловатость, что отражает миролюбивость их натуры.
Угловатый почерк предполагает в писавшем упрямство, резкость, требовательность, конфликтность, желание управлять и указывать. Такие люди тверды в своих действиях, они отличаются упорством, сопротивляемостью, самообладанием. Эти качества придают им авторитет среди
"- Зак. № 100714
окружающих. Таких людей отличает выносливость по отношению к физическим нагрузкам и моральным страданиям.
Признаки размера
Основными признаками размера являются высота и ширина букв. Нормальными считаются буквы, написанные так, что у них ширина и высота составляют примерно 3 мм. Соответственно высоким считается почерк, когда высота букв больше 3 мм, а широким — когда ширина превышает 3 мм.
Почерк называют крупным, когда соблюдается пропорциональность между высотой и шириной, и она больше 3 мм. Если при сохранении пропорциональности ширины и высоты она меньше 3 мм, то говорят о мелком почерке.
Почерк называется вытянутым, если ширина больше высоты, в противном случае говорят о сжатом почерке.
Крупный вытянутый почерк характерен для людей, склонных к проявлению своей личности. Они стремятся занять на листе бумаги как можно больше места. Очень похоже они ведут себя и в жизни. Их не устраивает обыденность жизни, и они стремятся обратить на себя внимание, раздвинуть рамки дозволенного.
В любом случае крупное письмо свидетельствует о развитом чувстве собственного достоинства, о желании жить с размахом, указывает на развитость чувственных влечений. Крупный почерк характерен для людей обязательных, самонадеянных, непринужденных, желающих выдвинуться из общей массы.
Мелкое письмо наводит на мысль о сдержанности поведения человека, самообладании, расчетливости. Иногда это свидетельствует о наблюдательности и выдержке.
Человек бережливый, скупой, расчетливый скорее всего обладает сжатым почерком. Он привык к экономии, бе-
режливости, проявит он эти качества и в письме. Такие люди стремятся максимально использовать пространство для письма, уменьшая промежутки между словами и строками, оставляя очень маленькие поля. Именно у них последние буквы в строке будут сильно уменьшены в размерах.
У некоторых людей встречаются размашистый (вытянутый) и беглый (не очень тщательный) почерки. Онисви-детельствуют о хорошей восприимчивости, способности быстро ориентироваться в новой обстановке, деятельности, адаптивности. Такой тип людей психологи называют воспринимающими, отличая их от тех, кто живет очень планомерно, вовремя все делает и принимает обдуманные решения.
Неодинаковые по размеру буквы прямо указывают на неровность поведения, чрезмерную возбудимость, неспособность систематически что-либо делать, склонность (в отдельных случаях) к нервным заболеваниям.
Одинаковые по размеру буквы указывают на ровность поведения, общую уравновешенность, постоянство вкусов и привязанностей.