Стратегия реагирования на алкоголь
При работе с людьми, употребляющими алкоголь, неизбежно возникают следующие вопросы: Когда и при каких условиях у них появляется желание употребить алкоголь? Что является провоцирующим фактором, что – формирующим, а что – запускающим? Как они приходят к мысли, что им надо снова напиться? Почему они это делают? Особенно интересен тот факт, что после запоя в течение некоторого времени (от 2 – 3 дней до 1 – 2 месяцев) люди с алкогольной зависимостью отказываются от алкоголя и с отвращением смотрят на него. Почему у одних негативная реакция на алкоголь имеет ограничения во времени (в среднем 1 – 2 недели), а другие способны отказываться от алкоголя более продолжительное время (месяцы и годы)? Как сделать так, чтобы клиент отказался от алкоголя на продолжительное время? Что поможет достичь безразличного отношения к яду? Что позволит смотреть на него с явным отвращением? Когда эта стратегия начнет работать? Где можно ее использовать?
Как правило, мы не задумываемся над тем, как принимаем решения. Решили и сделали. В случае же если это трудновыполнимое или значимое решение, мы сомневаемся: реализовать его или нет. К примеру, вы приобретаете квартиру. Вы будете выбирать район проживания, количество комнат, этаж, начнете сравнивать цены и т.п. Совсем по-другому происходит, когда вы решили приобрести молоко или хлеб, т. е. то, что вы покупаете ежедневно. Желание реализуется, как правило, быстро и с учетом ваших приоритетов. Человек, регулярно принимающий алкоголь, реализует свое желание так же быстро, как в случае с молоком или хлебом.
Для нас же с вами интересен вопрос: что становится первым стимулом к употреблению алкоголя и как принимается решение? Если на первую часть вопроса клиент еще сможет вам ответить: "Все пили и я тоже", либо: "Предложили, а я не смог отказать", то на вторую часть вопроса вы вряд ли получите ответ. Как правило, это не осознается. На основной вопрос, который поможет вам выяснить, что же является запускающим фактором: "Как вы приняли решение употребить алкоголь?" – редко кто ответит, что почувствовал желание выпить.
Существует внешняя форма принятия решения: предложения друзей, стрессовые ситуации, дни рождения, праздники и т.п. Нас же интересуют внутренние критерии. Это, как правило, неосознаваемые человеком стимулы, которые и запускают процесс употребления алкоголя. Многочисленные наблюдения за клиентами говорят о том, что в подавляющем большинстве случаев первым стимулом для принятия решения являются воспоминания о приятных ощущениях, которые появляются после первых доз алкоголя: веселости, раскрепощения, тепла, вкуса спиртного и т.п. Любое напоминание об алкоголе (разговор, внешний вид его или запах) вызывает серию приятных внутренних ощущений, которые способствуют принятию решения. Как правило, при этом человек забывает все отрицательные последствия своей зависимости. Если похмельный синдром закончился недавно, то в памяти свежи воспоминания негативных ощущений, и именно они заставляют отказаться от алкоголя, но уже через короткий промежуток времени люди с зависимостью удивительным образом забывают отрицательные ощущения похмельного синдрома, избирательно сохраняя лишь приятные воспоминания.
Одна из задач психотерапии сводится к тому, чтобы связать первую дозу алкоголя с негативными ощущениями и сделать эту связь наиболее прочной, т. е. как бы стереть из памяти алкоголика позитивные воспоминания, связанные с первыми дозами алкоголя, и оставить естественные и характерные для последнего времени негативные ощущения. Позволю себе напомнить, что именно ради позитивных ощущений люди идут на то, чтобы в последующий момент страдать от похмельного синдрома.
В России существует методика лечения алкоголизма, провоцирующая рвотный рефлекс на вкус и запах алкоголя. Иногда при ее применении случались казусы. Один из врачей рассказал мне историю о том, как однажды, прогуливаясь с девушкой, он встретил своего пациента, к которому применял условно-рвотную терапию. При приближении к врачу у бывшего пациента прямо на улице открылась рвота. Я встречал клиентов, у которых после первой-второй рюмки водки появляется рвотный рефлекс, но это их не останавливает. Они принимаются за следующую, пока вновь не испытают всю глубину приятных ощущений, а затем неприятных. И так начинается каждая алкоголизация.
Основным преимуществом метода УРТ (условно-рвотной терапии) является быстрота выработки условного рефлекса, внешняя эффективность результата. Недостаток этого метода в том, что взамен утраченных позитивных ощущений клиенту не предлагается ничего.
Суть создаваемой нами стратегии заключается в том, что на первом месте должны стоять воспоминания негативных ощущений, а после отказа от спиртного их место займут позитивные ощущения (гордость за себя, радость свободы от алкоголя, уверенность в своей силе воли и т. п.), значимые и приятные для клиента. Содержание этой стратегии сводится к трем словам: внушение приятного отвращения.