Когнитивная психология
Вопрос 1
Предмет, объект и задачи психологии
Объект психологии: человек
Предмет психологии: психика
Субстракт психики – головной мозг
Психика – функция головного мозга
Вопрос 2
Место психологии в системе науки.
1) Физиология высшей мерной деятельности (информация о строении и функционировании центральной нервной системы)
2) История (цивилизованный опыт влияет на развитие личности)
3) Социология (социально-ориентированное поведение)
4) Педагогика (механизмы воздействия)
5) Философия
Вопрос 3
Отрасли психологии.
Основные отрасли психологии
1) Общая психология – универсальное фундаментальное понятие, характеризующее психику вне зависимости от возраста и ведущей деятельности
2) Психология личности – психические явления определяют возможность самореализации и специфику взаимоотношений с людьми. Эти явления называют склонностями и состояниями: склонности, способности, характеры, потребности, мотивы, воля, чувства и эмоции (число 7+-2)
3) Психология познавательных процессов: ощущение и восприятие, внимание и воображение, память и мышление
4) Психология человеческих отношений
Специальные отрасли психологии
1) Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики
2) Дифференциальная психология изучает межличностные и межгрупповые различия
3) Педагогическая психология изучает психологические аспекты обучения и воспитания
Вопрос 4
Этапы развития психологии.
1) Античность: (Аристотель, Платон); анимизм (анима) – душа; душа присуща всему
2) Средник века: (морфология центральной нервной системы) 1590г. Гоклениус, Кассман ввели термин «психология»
3) Умозрительная психология : ~17 век; Рене Декарт: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как душа – нет»; дуализм – противопоставление материального и идеального; 3 основных вида деятельности человека в общении (трудовая, игровая, учебная); Лейбниц «бессознательная психика» - предположил что существует скрытая внутренняя работа сознания
4) 18 век – эмпирическая психология; Вольф ввел термин «эмпирическая психология»; основные принципы, методы – наблюдение, в дальнейшем – самонаблюдение; Гартли предложил подход «ассоциативная психология» - развитие физического мира происходит за счет усложнения первичных частиц, а это усложнение происходит за счет ассоциативного мышления; Титченер – основоположник «структурной психологии»
Вопрос 5
Отечественная психология
Сеченов: рефлексия головного мозга, впервые даёт физиологическую трактовку психических процессов; Бехтерев основал институт мозга; Челпанов в 1912 г. Приступил к созданию Российского психологического института, 1914г – ИПРАО (инст. Психол.российск.академ.образ.); Гальперин – изучение ориентировочной деятельности в проблемных ситуациях «от восприятия до мышления»; Лурия изучал морфологию центральной нервной системы(строение и функционирование); Выготский – зона ближайшего развития с точки зрения психологии интериоризации (перевод во внутренний план) высших психических функций; Рубинштейн: работа «основы общей психологии»; Буднадзе школа психологической установки; 1937 – закрытие психологии в СССР до 1967/8 года;
Леонтьев А.Н. – раскрытие механизмов интериоризации (перевод во внутренний план, процесс создания того, о чем хотим сказать), интериоризация оружейно-знаковых действий (письмо, езда на велосипеде, вождение машины), переодизация детского развития: 0 –родовая травма (способ дыхания, способ питания, способ восприятия, среда существования), 3 – кризис «я сам» (первое рождение личности, ребенок впервые осознает себя познающим субъектом), ~7 - постепенный процесс социализации (сенситивный период, зарождение познавательной активности), ~12 – второе рождение личности (происходит осознание представителя себя как определенного пола и начинает развиваться интерес к противоположному). Тяжесть протекания последующего кризиса обратно пропорциональна предшествующему.
Вопрос 6
Основные школы
1) Бихевиоризм (Уотсон) – стимул =>реакция
2) Гештальтпсихология (Верт Геймер, Кёллер, Левин) – целостный образ
3) Глубинная психология (Фрейд, Юнг, Салливен, Фромм, Адлер, Хорни, Анна Фрейд) – теория версий, 3 составляющие психики, изучение защитных механизмов)
4) Гуманистическая психология (Роджерс, Форд, Мюррей, Маслов) – логотерапия, конструктивное и гармоничное развитие
5) Когнитивная психология (Найссер) – стереотипы
6) Отечественная психология (Сеченов, Бехтерев, Леонтьев, Челпанов, Гальперин, Выготский, Рубинштейн, Лурия, Бузнадзе) – рефлексия головного мозга, переодизация детского развития
Вопрос 7
Бихевиоризм.
S –> R (стимул – реакция) Уотсон, 1910
S –> –> R (стимул – черный ящик – реакция) 1913
Предмет исследования: поведение, метод исследования: наблюдение
Вопрос 8
Гештальтпсихология
Верт Геймер, Кёллер, Левин
Гештальт означает целостный образ. Фигура Фон Инсайд (по критерию «выбор фигуры»)
Блюма Зейгарник (эффект незавершенного действия)
Вопрос 9
Глубинная психология
25%
75%
иллюстрация психики согласно З. Фрейду
предполагал, что психика состоит из 3х: сознание(я)-20%, бессознательное (оно)-75%, цензура (сверх «я»)-5%
Идея –> Потребность –> Мотив
Бессознательное – кладезь идей, в сознание проникает малая их часть, т.к. их держит цензура
Карл Юнг – автор теории версий
0 12 24
И А Э
Экстроверты (вовне), интроверты (вовнутрь) , амбиверты (могут ситуативно подстраиваться)
Изучал влияние общечеловеческого опыта на качество психического развития (не влияет); личностное «я», безличностное «я»; Салливен изучал влияние на формирование психики образов из детства; Фромм изучал взаимосвязь бессознательного и социального; Адлер изучал чувство неполноценности; Карен Хорни: чувство неполноценности + механизмы его компенсации «раз уж мне не удалось стать красивой, тогда я стану умной» (принцип компенсации); Анна Фрейд: изучение защитных механизмов – 1)вытеснение; 2)рационализация(интеллектуализация); 3) сублимация (соц.одобряемое направление энергии от соц.неодобряемых идей); 4) регресс; 5 уровней потребностей:
1) физиологические потребности
2) потребность в безопасности
3) комплекс потребностей в обществе
4) потребность в признании и уважении
5) потребности в самореализации
Вопрос 10
Когнитивная психология
Найссер: изучение организации знаний в памяти субъекта, соотношении вербальных и невербальных компонентов мышления; когнитивная схема
Стереотип – частный случай когнитивной схемы; влияние прошлого на влияние будущего
Вопрос 11