Автор: Нартова-Бочавер Софья Кимовна (Москва)
НОРМА (от лат. norma — руководящее начало, точное предписание, образец)
В патопсихологии в определении нормы и психического здоровья обычно придерживаются определения Всемирной Организации Здравоохранения, где оно сформулировано следующим образом: «Не только отсутствие болезней, но состояние физического, социального и психического благополучия».
Понятие п.н. не однородно по своему содержанию, на него оказывают влияние следующие факторы:
1. Норма - статистическое понятие. Нормальным признается то, что относится к середине распределения. субнормальные (область низких значений) и супернормальные (высокие значения). Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы.
2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. В российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это не осуждается.
3. Норма ассоциируется с психическим здоровьем.
4. Субъективные переменные (ожидания, собственный опыт). 1 ребенок пошел в 1,2 месяца, а второй в 1, 5 - запаздывает.
Нормы - не застывшее явление, оно изменяется, обновляется. Должны регулярно пересматриваться стандарты психодиагностических методик.
Объективного ответа на вопрос «что является психологической нормой, а что не является», по мнению ряда исследователей, не существует, поскольку этот ответ «… зависит исключительно от критериев, принятых у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Речь идет о статистическом критерии, позволяющем утверждать, что от 2 до 3% людей по обе стороны от большинства, ведущего себя более или менее "нормально", окажутся люди соответственно "слишком" или "недостаточно" общительные, беспокойные, организованные и т.д.»
Есть определение социально-желаемой или культурной нормы - это тот уровень развития, который является социально-желаемым в данном обществе, стране (если ребенок не соответствует системе социально-культурных требований предъявляемых ему, то в данном случае необходима коррекция).
Психиатрами принято свое определение нормы: «нормой в психологии и поведении человека является состояние при котором он может функционировать без ущерба для себя или для третьих лиц».
В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что, во-первых, психологи не имеют права из установленной аномальности того или иного свойства делать заключение об анормальности самого индивида как носителя этого свойства и, во-вторых, невозможно установленную анормальность личности свести к узкому признаку как ее единственной первопричине. В современной диагностике понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода.
Изучением психического и психологического здоровья в настоящее время занимаются русские ученые: К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Б. С. Братусь, В. И. Слободчиков, М. М.Орлова, А. А. Понукалин, П. С. Кузнецов, Р. Х. Тугушев, Р. М. Шамионов и другие.
Так, О. В.Хухлаева , считает, что нормой психического здоровья «отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе» [21, с. 13].
Таким образом, О. В.Хухлаева высшим уровнем, процессом жизнедеятельности считает адаптацию.
Для психологического здоровья норма – (по Хухлаевой) – «присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию» .
Альтернативой норме: в случае психического здоровья является болезнь
- в случае психологического здоровья – «отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности»
ВОПРОС 6. Современное понимание среды и наследственности и их взаимодействие.
Наследственность -это видовая память индивида, она содержится в генах индивида. Понятие наследственности не тождественно врожденности (морфологические и функциональные дефекты новорожденного могут быть результатом воздействия среды на мать в период беременности, или результатом родовой травмы).
Среда - включает в себя совокупность всех стимулов, воздействующих на индивида с момента оплодотворения яйцеклетки до смерти. Среда включает в себя огромное кол-во переменных, начиная от воздуха и пищи и до социального окружения.
Связь между наследственностью и средой лучше всего может быть описана как взаимодействие. Это означает, что тот или иной фактор среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфики наследственного материала, на который он действует. Например, количество и качество симфонических грампластинок, имеющихся в доме, будет оказывать сильное влияние на развитие музыкального слуха ребенка, но не окажет никакого влияния на глухого ребенка. И наоборот, тот или иной наследственный фактор будет по-разному проявляться в различных условиях внешней среды. Два близнеца одного пола будут заметно отличаться друг от друга в весе, если одного из них систематически в течение шести месяцев перекармливать, а другого содержать на полуголодной диете.