Задания Б-9: Произвольное и непроизвольное внимание
Б-9-1. Вставьте пропущенные слова:
1) ________________________ внимание устанавливается и поддерживается
независимо от сознательного намерения человека.
2) Произвольное внимание развивается на основе
________________________.
3) Механизмом постпроизвольного внимания является
____________________________ .
Б-9-2. Объясните факт, используя термины из темы:
Опытные бойцы на фронте, выглядывая из окопов, поднимали и опускали
голову очень медленно.
Б-9-3. Выполните задание.
Предположим, что вы – руководитель избирательной кампании одного из
кандидатов в мэры города, а ваш кандидат – совершенно незнакомая горожанам женщина. Ваша главная цель на первом этапе – привлечь к ее кандидатуре внимание избирателей, не задумываясь об имидже. Какие из вариантов будут предпочтительнее? Почему?
А) Кандидату лучше появляться на публике: а) в костюме классического покроя
нейтральных тонов; б) в экстравагантном и ярком костюме.
Б) Агитационные плакаты лучше делать: а) прямоугольной формы; б) шестиугольными.
В) Рекламу в городской газете лучше: 1) разместить в трех местах небольшими фрагментами; б) дать одно объявление на целую полосу.
Г) Кандидату следует: а) окружить себя людьми, которые проявляют к ней интерес; б) всюду появляться одной.
Задания Б-10: Свойства внимания (объём, избирательность, концентрация, распределение, устойчивость, переключаемость)
Б-10-1. Объясните факты, используя термины из темы:
При непрерывной зрительной фиксации, многократном произнесении,
письменном или мысленном воспроизведении одного и того же слова,
фразы или текста, их смысл довольно быстро испаряется.
Предание гласит, что Авиценну, бывшего придворным врачом на одном из
придворных праздников, попросили помочь девушке, которая, подавая гостям фрукты, присела, вскрикнула от резкой боли в спине и не смогла
разогнуться. К всеобщему изумлению Авиценна схватил девушку за юбку и
попытался задрать ее. Девушка отпрянула, страшась позора, и резко выпрямилась, совершенно забыв о боли.
Студентам на одну секунду предъявляется рисунок с заданием назвать по завершению его демонстрации сумму изображенных на нем цифр. Если
затем попросить студентов воспроизвести рисунок целиком, это, как правило, приводит к ошибкам.
Б-10-2. Вставьте пропущенные слова:
1) Перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую называется __________________________.
2) Свойство внимания, связанное с возможность успешной настройки (при наличии помех) на восприятие необходимой информации, называется
____________________________.
3) Свойство внимания, противоположное отвлекаемости, называется
__________________________.
Б-10-3. Попробуйте выполнить известное с детства задание: круговыми
движениями одной руки поглаживайте свой живот и одновременно другой
рукой похлопывайте себя по затылку. Чем можно объяснить возникшие в начале выполнения трудности?
Задания В
В-1. Опросник контроля за действием Ю. Куля
(Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл;
ИП РАН, 1997. —140 с.)
Инструкция: Вам предлагается36различных ситуаций.Постарайтесьмаксимально объективно оценить свое поведение в подобных ситуациях и
выберите один из двух предложенных вариантов («А» или «Б»). Выбранный вариант проставьте в соответствующей ячейке бланка регистрации.
1. Если я потерял ценную вещь и после долгих поисков так и не смог найти ее,
А) я продолжаю думать о пропаже, даже если занят другими делами Б) вскоре я об этом забываю и погружаюсь в другие дела
2. Если мне предстоит завершить какое-либо трудное дело,
А) часто мне нужно подтолкнуть себя, чтобы приступить к нему Б) я решаюсь на это без колебаний
3. Если я выучил интересную игру,
А) она мне довольно быстро надоедает и мне хочется сделать что-то еще
Б) я надолго погружаюсь в нее
4. Если в течение нескольких недель я работал над важным заданием и не справился с ним,
А) пройдет время, пока я переживу эту неудачу
Б) я не слишком долго думаю об этом
5. Если у меня появится много свободного времени А) я иногда не могу решить, чем же мне заняться Б) я, как правило, быстро нахожу себе новое дело
6. Если я делаю что-то важное для меня, А) я время от времени охотно переключаюсь на другие дела
Б) я занимаюсь только работой
7. Если в соревнованиях мои результаты оказываются ниже, чем у
соперников, А) я вскоре перестаю думать об этом
Б) это еще долго не выходит у меня из головы
8. Если я сталкиваюсь с очень трудной проблемой, А) я поначалу думаю: «можно ли ее вообще решить?»
Б) я думаю «начнем действовать, а там - посмотрим»
9. Если я смотрю интересный видеофильм,
А) я настолько поглощен им, что у меня не возникает мысли сделать перерыв
Б) я иногда охотно прерываюсь и делаю что-нибудь другое
10. Если я по рассеянности уронил на пол новый прибор, и попытки починить его ни к чему не привели, А) я быстро примиряюсь с неизбежным
Б) меня еще долго не покидает досада
11. Когда мне необходимо решить трудную задачу, А) я обычно сразу принимаюсь за нее
Б) я должен какое-то время подумать, прежде чем возьмусь за дело
12. Если я долгое время занимаюсь интересным делом (читаю, мастерю что-нибудь и др.), А) я иногда думаю, имеет ли смысл тратить на это время
Б) я так погружен в работу, что мало задумываюсь, как это потом использовать
13. Если я в который раз не застал дома того, с кем должен был обсудить
важное дело, А) у меня это не выходит из головы, даже если я занимаюсь чем-то
другим Б) я не думаю об этом до тех пор, пока не представится возможность встречи
14. Когда у меня выпадает несколько часов свободного времени, А) я некоторое время раздумываю, что же мне сделать в первую
очередь
Б) обычно я быстро выбираю себе занятие из многих других
15. Если я читаю интересную статью в газете, А) я углубляюсь в чтение и дочитываю ее до конца
Б) часто я пробегаю глазами другие статьи прежде, чем дочитаю ее
16. Если мне продали дорогую, но некачественную вещь, а в магазине ее не берут обратно
А) это беспокоит меня, и я с трудом концентрируюсь на других делах
Б) я могу оставить это «на потом», занявшись другими делами
17. Если я должен сделать важную работу дома, А) мне бывает непросто настроить себя на работу Б) обычно я сразу приступаю к работе
18. Во время путешествия, которое мне очень нравится, бывает так, что
А) через некоторое время у меня возникает желание заняться чем-то другим
Б) до конца поездки у меня не возникает даже мысли делать что-то еще
19. Если мою работу оценивают как совершенно неудовлетворительную,
А) я недолго расстраиваюсь по этому поводу Б) первое время мне вообще ничего не хочется делать
20. Когда я должен завершить сразу несколько важных дел, А) я тщательно обдумываю, с чего лучше всего начать Б) я сразу намечаю план и приступаю к его выполнению
21. Если я начинаю разговаривать с кем-либо на интересную тему,
А) это выливается в углубленную беседу Б) вскоре мне хочется поговорить о чем-либо другом
22. Если я сбился с пути и сорвал тем самым важную встречу,
А) я сначала плохо соображаю, что теперь делать Б) я оставляю все как есть и переключаюсь на другие дела
23. Если я хочу сделать два важных для меня дела, А) я быстро берусь за одно из них и уже не думаю о другом
Б) мне бывает нелегко выбрать
24. Если я занимаюсь чем-то интересным, А) время от времени я ищу возможность заняться чем-нибудь еще
Б) я могу заниматься этим без конца
25. Если мне в очередной раз не удается решить важную задачу, А) у меня падает настроение и пропадает желание ее решать
Б) я вскоре забываю об этом и могу спокойно заниматься чем-то другим
26. Если я должен завершить что-то важное, но неприятное,
А) обычно я сразу принимаюсь за это Б) я откладываю это до тех пор, пока не «припрёт»
27. Если на вечеринке я беседую на интересную тему, А) я бываю надолго увлечен этим разговором
Б) через некоторое время я охотно меняю тему
28. Если что-то очень печалит меня
А) у меня отсутствует желание что-либо делать Б) мне обычно бывает легко отключиться от этого, занявшись чем-нибудь
29. Если я должен завершить большую работу, А) иногда я долго раздумываю, с чего начать
Б) я сразу решаю, с чего начать
30. Если бы я освоил игру гораздо лучше своих соперников,
А) я вскоре прекратил бы играть Б) я хотел бы продолжить игру
31. Если у меня срывается несколько дел подряд в один и тот же день, А) я иногда не знаю, за что мне хвататься Б) я остаюсь деятельным, как если бы ничего такого не происходило
32. Если мне предстоит заняться довольно скучным делом, которое
потребует много времени, А) обычно я сразу включаюсь в работу
Б) я должен «растормозить» себя, чтобы приступить к ней
33. Если я читаю что-то интересное, А) для разнообразия я время от времени переключаюсь на что-то другое
Б) я могу подолгу читать
34. Если я все силы положил на то, чтобы хорошо выполнить важную
работу, но она никак не клеится, А) я быстро примиряюсь с этим и посвящаю себя другим делам
Б) мне бывает трудно делать что-либо еще
35. Если мне нужно выполнить обременительную обязанность,
А) я без труда решаюсь на это Б) мне нужно собраться с силами, чтобы взяться за это
36. Если я пытаюсь выучить что-то новое и очень интересное,
А) я надолго погружаюсь в это Б) вскоре я охотно делаю перерыв, чтобы вернуться к другим делам
Бланк регистрации
Перевод опросника с немецкого оригинала на русский язык был согласован
непосредственно с Юлиусом Кулем, от которого было получено разрешение на адаптацию опросника в России. Выборку стандартизации составили 518 человек: 331 женщина и 187 мужчин. Инициаторы стандартизации приводят
данные о высокой ретестовой и одномоментной надежности. [17, 25]
В итоге делается вывод о том, что русскоязычная версия опросника готова для использования на русскоязычной выборке. [17, 32]
Опросник предназначен для определения индивидуальных диспозиций
«Ориентация на действие» либо «Ориентация на состояние», которые выступают в роли устойчивых механизмов личностной саморегуляции. Опросник состоит из 36 вопросов (см. Приложение 4) и следующих шкал:
1. «Контроль за действием при неудаче» - КД(н)
2. «Контроль за действием при планировании» - КД(п)
3. «Контроль за действием при реализации» - КД(р)
Указанные субшкалы отражают три основных компонента волевой регуляции. [17, 22] Высокие оценки по каждой из шкал означают «Ориентацию на действие» (ОД), низкие - «Ориентацию на состояние» (ОС). Допускается
интерпретация оценок, как по отдельным шкалам, так и профиля в целом, при
этом шкала контроля за неудачей является диагностически наиболее сильной.
[17, 23]
Количественное измерение личностных диспозиций по трем тестовым шкалам опросника производится за счет начисления баллов согласно «ключу», предложенному Ю. Кулем:
«Контроль за действием при неудаче» - КД(н): 1б, 4б, 7а, 10а, 13б, 16б, 19а,
22б, 25б, 28б, 31б, 34а.
«Контроль за действием при планировании» - КД(п): 2б, 5б, 8б, 11а, 14б, 17б,
20б, 23а, 26а, 29а, 32а, 35а.
«Контроль за действием при реализации» - КД(р): 3б, 6б, 9а, 12б, 15а, 18б, 21а, 24б, 27а, 30б, 33б, 36а.
Совпадение индивидуальных ответов респондентов с вариантом «ключа» оценивается в 1 балл. Таким образом, максимальное число баллов по каждой субшкале – 12, минимальное – 0.
В-2. Опросник УСК (уровень субъективного контроля)
(Бодров В. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.)
Инструкция.Вам предлагается ряд высказываний.Если Вы согласны с тем,что в них говорится, то в бланке для ответов поставьте “+”, если нет, то “-”.
1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, То ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из-за того, то сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
7. Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе, в институте часто зависят от случайных
обстоятельств (например, настроения преподавателя) больше, чем от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю. что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались, наладить
семейную жизнь все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Люди вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я не стараюсь планировать далеко вперед, потому что многое зависит от
того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и уровня
подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих
болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своих делах.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах.
27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
28. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мною случается, - это дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, чем я сам.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и
правильно одевать.
35. В сложный обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не разрешатся сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит
счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других
людей.
44. Большинство моих неудач произошло от неумения, незнания или лени и
мало зависело от везения или невезения.
Опросник диагностирует локализацию контроля над значимыми событиями. В
основе его лежит различение двух локусов контроля - интернального и экстернального, и, соответственно, двух типов людей - интерналов и
Экстерналов.
ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ТИП. Человек считает, что происходящие с ним события зависят, прежде всего, от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, уровня способностей и т.п.) и являются закономерными
следствиями его собственной деятельности
ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ТИП. Человек убежден, что его успехи и неудачи зависят,
прежде всего, от внешних обстоятельств - условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и т.д.
Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом
этими полярными локусами контроля.
Высокие показатели по шкале УСК (сумма баллов 44) соответствуют интернальному типу, низкие (сумма баллов 0) - экстернальному типу. Среднее значение (20-22 баллов) являются границей между этими типами.
КЛЮЧ:
- | + | - | + | - | - | - | - | - | - | + | + | + | - | + | - | + | - | + | + | - | + |
- | - | + | - | + | - | + | + | + | + | - | + | - | + | + | - | + | - | - | + | - | + |
За каждое совпадение знаков в ключе и в ответе испытуемого ему засчитывается 1 балл.
Литература
1) Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.,1975.
2) Бернштейн Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. – М., 2003.
3) Василюк Ф.Е. Психотехника выбора //Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Ред. Леонтьев А.Д., Щур В.П. - М., 1997.
4) Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. –
М.,1974.
5) Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита
внимания с гиперактивностью у детей. - М., 2004.
6) Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. -
М., 1989.
7) Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. – М., 1974.
8) Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М.,
2005.
9) Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1998.
10) Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
11) Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания. - СПб., 2005.
12) Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / Ред. Моросанова В.А. – М., 2006.
13) Макарушкина М.А., Эдман Е.В., Иванников В.А. Проблема воли в зарубежной
психологии // Вопросы психологии. - 1988. - № 3.
14) Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности
человека // Психологический журнал. – 2002. - № 6.
15) Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М., 2005.
16) Прохоров А.О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний // Психол. журнал. – 2005. – т. 26, № 2.
17) Психология внимания / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М., 2001.
18) Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. - 1998. - № 4.
19) Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. - М., 1989.
20) Селиванов В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психологический журнал. – 1986. - №6.
21) Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. – М., 1995.
22) Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. - №3.
23) Терентьева В.И. Структурирующая функция выбора, или Я есть выбор. – Красноярск, 2003.
24) Фаликман М.В. Общая психология: Учебник для студентов высших учебных
заведений. Т. 4: Внимание / Под ред. Б.С. Братуся.- М., 2006.
25) Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. – СПб., 2006.
26) Хрестоматия по вниманию / под ред. Леонтьева А.Н., Пузырея А.А., Романова В.Я. –
М., 1976.
27) Циринг Д. А., Психология выученной беспомощности. - Челябинск, 2005.
28) Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. - М., 1997.
29) Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1994. №1.
30) Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. – 2000. - №1.
31) Смирнов Б. Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии // Вопросы психологии. – 2004. - №3.
32) Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983.
33) Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М., 1987.
34) Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л., 1989.
35) Щербаков Е.П. Функциональная структура воли. – Омск, 1990.
36) Арлычев, А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. – М, 1992.
37) Наатен Р. Внимание и функции мозга. - М., 1998.
38) Ухтомский А. А. Доминанта. — СПб., 2002.
39) Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности. – Омск, 2005.
40) Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции. – М., 2003.
41) Веккер Л.М. Психика и реальность. – М., 1998.
42) Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1999.
43) Кузьмина Е.И. Психология свободы. – М., 1994.
44) Ильин Е.П. Психология воли. - СПб., 2000.
45) Романов B.C., Петухов Б.М. Психология внимания. - М., 1996.