Какова динамика конфликта?
Развитие конфликта проходит три стадии – предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную.
Предконфликтная стадия. Начинается с конфликтной ситуации, которая выявляет оппонентов и причинную обусловленность конфликта. Но это еще не конфликт, а только равновесное состояние, обстоятельство, которое может предшествовать противоборству. Инцидент – вторая фаза предконфликтной стадии.
Конфликтная стадия. Чтобы произошло превращение ситуации в конфликт, требуется повод, нужны какие-то действия, приводящие стороны в движение. Только вместе, конфликтная ситуация и инцидент образуют конфликт. Конфликтная ситуация (чаще в скрытой форме) может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт. Первая фаза – наступает после инцидента. Происходит неизбежный обмен ударами, назначение которых – наступление на позиции оппонентов, нейтрализация угрозы с их стороны. Очень часто сопровождается нарастанием агрессивности. Эта фаза способствует “переоценке ценностей” с учетом происшедших перемен. Вторая фаза – выбор путей дальнейшего взаимодействия оппонентов. Существует два пути: либо искать примирения; либо эскалация, подолжение конфликта.
Послеконфликтная стадия. Ослабление противостояния – первая фаза. Она примечательна тем, что конфликт при всей своей остроте может прекратиться, как в итоге изменения объективной ситуации, так и в результате психологической перестройки субъектов, изменения их взглядов и намерений. На этой основе становится возможным полное или частичное разрешение конфликта. Напряженность ситуации спадает, причины, вызвавшие противостояние и обостренную борьбу, сглаживаются или устраняются.
Заключительная фаза – подведение итогов, оценка результатов. Последствия конфликта зависят от факторов объективного и субъективного порядков, манеры поведения сторон, методов преодоления расхождений, умелости тех, кто направлял урегулирование конфликта. Последствия конфликта, при любом исходе, оказывают влияние на организацию и ее персонал.
Каковы факторы, способствующие выравниванию напряжения в конфликте?
· Предоставление партнеру возможности выговориться.
· Вербализация эмоционального состояния:
– своего состояния;
– состояния партнера.
Результат вербализации – освобождение от негативной эмоции, осознание своего состояния, экономия энергии.
· Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, положения, единство целей и др.).
· Проявление интереса к проблемам партнера.
· Подчеркивание значимости партнера в Ваших глазах.
· В случае неправоты – немедленное признание ее.
· Предложение совместного поиска выхода из сложившейся ситуации или конкретного выхода из сложившейся ситуации.
· Обращение к фактам.
· Техника сочувствия и психологической поддержки.
Какие существуют причины, по которым может возникнуть коммуникативный конфликт?
К ним относятся: факторы, способствующие возникновению напряжения в разговоре, деструктивность стиля спора и, как следствие этого, негативные результаты спора, наконец, коммуникационные техники, ведущие к возникновению конфликта.
Факторы, способствующие возникновению напряжения при разговоре:
· Перебивание партнера.
· Принижение партнера, негативная оценка его личности.
· Подчеркивание разницы между собой и партнером.
· Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.
· Резкое убыстрение темпа беседы.
· Избежание пространственной близости и контакта глаз с партнером.
· Обвинения, угрозы, наказания.
· Принижение проблемы.
Деструктивные характеристики стиля спора:
· Обобщение, поведение называется “типичным”.
· Ссылка на прошедшие события или не имеющие отношения к делу.
· Один из участников не задействован, находится в стороне от спора.
· Оскорбляется, прекращает спор преждевременно.
· Слишком частое повторение своих доводов.
· Малое внимание к доводам оппонента.
· Скрытые признаки непонимания, указывающие на укрытие за другими.
· Аргументы не относятся к предмету спора.
· Аргументы нацелены на чувствительное место.
Деструктивные результаты спора:
· Не узнал ничего нового, ничему не научился.
· Напряжение не исчезло, осталось или даже усилилось.
· Партнеры более отдалены, чем прежде, ощущают, что они не поняты.
· Сильно обижены.
· Ничего не решено.
· Участник не старается ничего исправить или оставляет это другому.
· Не хочет простить другого.
Коммуникационные техники, способствующие возникновению конфликта:
· Негативная оценка. Высказывания, принижающие личность партнера (например: “Глупости ты говоришь”, “Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь” и т. п.).
· Игнорирование. Собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями.
· Эгоцентризм. Собеседник пытается найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют его самого.