Составление предложений

Эта игра развивает способность быстро устанавли­вать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных эле­ментов.

Берут наугад три слова, не связанные по смыслу, на­пример, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо соста­вить как можно больше предложений, которые обязатель­но включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть баналь­ными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя ис­ходными словами и введением новых объектов («Маль­чик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО

Берут любые три слова, например, «собака», «поми­дор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, ис­ключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше призна­ков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариан­тами, которые сразу же напрашиваются (исключить «со­баку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого от­ветов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавли­вать неожиданные связи между разрозненными явления­ми, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра фор­мирует установку на то, что возможны совершенно раз­ные способы объединения и расчленения некоторой груп­пы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

ПОИСК АНАЛОГОВ

Называются какой-либо предмет или явление, напри­мер, «вертолет». Необходимо выписать как можно боль­ше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также сис­тематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть на­званы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные де­тали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наи­большее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообраз­ные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше раз­личных способов его применения: книгу можно исполь­зовать как подставку для кинопроектора, можно ею при­крыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Следу­ет ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в са­мые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обыч­ном предмете неожиданные возможности.

Вопросы

1. В чем заключается своеобразие мышления ребенка млад­шего школьного возраста?

2. Каким образом школьное обучение влияет на развитие мышления младшего школьника?

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Своеобразие психического развития младших школь­ников таково, что примерно до 10 лет у детей активизи­руется преимущественно правое полушарие и первая сиг­нальная система. Поэтому большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художе­ственному типу. Учитывая это, целенаправленное разви­тие теоретического мышления детей следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием мышления образного. В этой связи особое внимание должно быть направлено на развитие воображения младших школь­ников.

Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем бо­гаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пере­жил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей дей­ствительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор от­крывается для его фантазии и творчества, которое актив­нее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.

Отсюда следует важный педагогический вывод: созда­нию благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реально­го жизненного опыта, накопление впечатлений.

На уроке учитель может использовать ряд приемов, помогающих активизировать воображение школьников.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ФИГУРЫ

Детям раздают листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, раз­личными ломаными линиями и т.д.). У каждого ребенка наборы фигур должны быть одинаковыми. Детям пред­лагают за 5-10 мин пририсовать к фигуркам все, что угод­но, так чтобы получились предметные изображения, но при этом постараться, чтобы не было одинаковых рисун­ков. Каждый такой рисунок можно подписать, придумав ему необычное название.

Это задание легко превратить в игру, подбирая раз­личные наборы фигурок. Выигрывает автор самых ори­гинальных рисунков, таких, которые не встречались у других играющих.

Наши рекомендации