Эксперимент как метод познания психических явлений
Эксперимент в психологии, особенно если он касается изучения личности или межличностных отношений, — наиболее сложный вид научного исследования, он требует тщательной подготовки и, по сравнению с другими методами, на практике применяется не так часто.
В психологии существуют три типа собственно экспериментального (в
классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:естественный (полевой) эксперимент;моделирующий эксперимент;лабораторный эксперимент. 1. Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этогометода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам.Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует неэкспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, ониорганично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данномслучае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условийдеятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных илидиагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительнаязамаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановкапроведения исследования и т.п.) являются следствием его органическойвключенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этогометода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, вчастности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических методик,которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбораэкспериментальных данных. 2. Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего экспериментаиспытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует вэксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью экспериментаданного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуациимоделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные дляжизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений,выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных ипрактических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самыеразнообразные исследовательские задачи. 3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода -предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащеннойспециальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийсятакже наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычнопри изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций,реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - приизучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функцийи т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету предметупсихологического исследования.14 aнализ продуктов деятельности - Метод широко распространен в исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его уникальности.
Анализ продуктов деятельности - это еще один способ получения информации в психодиагностике. Это количественно - качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности Под понятием "документальный источник" понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п. ). Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название "контент - анализ" (буквально "анализ содержания")
15.Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.
Тесты — своеобразный метод психологического исследования, связанный с испытанием, установлением определенных психических качеств человека. Это — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития таких качеств. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Они должны быть научно обоснованными, надежными, валидными. Их цель — выявление устойчивых психологических характеристик.
Тесты выступают как своеобразная разновидность экспериментов, в которых стандартизация психологических испытаний и статистические критерии оценки их результатов позволяют получать достаточно достоверную информацию о психических качествах человека
16.основными исходными положениями психологической науки, лежащими в основе ее методологии и методики, являются:
1. Принцип детерминизма (причинная обусловленность):
1) Психика обусловлена объективной действительностью.
2) Все психические явления обусловлены деятельностью мозга.
3) При изучении психических явлений обязательно установить причины, их вызвавшие.
4) Психика определяется образом жизни.
2. Принцип единства сознания и деятельности:
1) Деятельность — форма активности сознания.
2) Сознание — результат поведения и деятельности.
3) Сознание образует внутренний план деятельности.
4) Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания (педагогика).
3. Принцип генетический — развития:
1) Психика постоянно развивается и изменяется как количественно, так и качественно.