Положение пятое: добро и зло, их взаимодействие

Мы пришли в этот мир, и мы обречены на взаимодей­ствие с ним. И довольно часто, если не сказать, всегда, такое взаимодействие порождает состояния, которые мы склонны оценивать категориями зла и добра. С одной стороны, эти понятия можно охарактеризовать как фик­тивные, но, с другой, они не одно тысячелетие будора­жат человеческий рассудок, чья вопрошающая устрем­ленность извечно блуждает в областях, которые никак не назовешь бытовыми и обыденными.

Человеку свойственно устремляться за пределы чело­веческого. Вероятно, это происходит для того, чтобы в конечном итоге возвратиться к самому себе. Как бы то ни было, но за этими пределами обнаруживаются необыч­ные миры, жуткие и прекрасные, повергающие в трепет и возвышающие до восторженных откровений. В любом случае, в этих безднах обитают грозные и громадные не­ведомые силы. И в общем-то не имеет значения, придуманы ли они самим человеком или существуют по­мимо его сознания и воли — так или иначе они оказывают свое мощное и в большинстве случаев решающее вли­яние.

Дискуссия о добре и зле с незапамятных времен и по­ныне кочует от одного мифа к другому, являя благодат­ное содержание уже порядком истощивших себя всевоз­можных метафизических и философствующих умов.

Мы, однако, минуем искушение впасть в абстрактные и иезуитские мудрстовования, подходя к этой проблеме с точки зрения, прежде всего, технологической. В этом смысле психономика высказывается следующим обра­зом: добро — есть программа, проявляющая себя в сози­дании; зло — есть программа, проявляющая себя в разру­шении.

Относительно данных определений можно начать спе­кулировать — дескать, во Вселенной существует диалек­тическое равновесие между силами сотворения и унич­тожения, и одно не существует без другого... Можно... Но лучше поговорить об этом с матерями и женами погиб­ших во время катастрофы подводной лодки «Курск» — авось они и поддержат с удовольствием дискуссию на предмет диалектических взаимодействий в мироздании.

В этом плане зло и добро представляются величина­ми безотносительными и вполне конкретными. Их глав­ная особенность заключается в том, что они могут прояв­ляться только «здесь и сейчас». Ибо, действительно, вче­рашнее зло уже не зло, равно как и вчерашнее добро — не добро. Время все обращает в прах.

Подобный подход позволяет нам выявить картину проблемы весьма четко, так что ее ясность становится практически предметной.

И в таком случае, полагаю, теперь мы можем прибли­зиться к завершению долгоиграющего, и уже ставшего несколько надоевшим, спора о том, какая же сила правит нашим миром — добра или зла. Какая из них мощнее?

Наша прагматическая позиция в этом отношении предлагает сразу перейти к сопоставлению наглядных примеров, минуя вязкие топи философствований. Обра­тимся к обыденной жизни, которая, что там говорить, является для каждого из нас мерой всех вещей. Нет ничего актуальнее повседневности. Ведь именно внутри нее зарождаются, получают развитие и находят свое вопло­щение такие состояния, когда быт переживается как Бы­тие, — здоровье, болезнь, семья, счастье, катастрофы, лю­бовь, одиночество, работа. Очевидно, что одни качества, такие, как любовь, здоровье, успешная семья, ассоцииру­ются человеком с добром — некой субстанцией, способ­ной обеспечить благо; в то время как болезнь, катастро­фы, травмы представляются воплощением влияний зла.

Поэтому вполне естественной является реакция, кото­рая побуждает всякое живое существо устремляться к добру — переживанию того, что «все так, все хорошо», и избегать зла, когда «все не так, не хорошо». Скорее всего, здесь срабатывает механика инстинкта выживания.

Теперь же, когда мы разобрались со столь значимыми для человека категориями, можно приступить к рассмот­рению не менее важного и тревожащего вопроса об их соотношении. Традиционно он задавался следующим образом: что сильнее? Или: какая сила правит этим ми­ром — добра или зла? Судя по эффективности ответов, вопрос можно было считать риторическим, каковым он, возможно, остается и поныне. Вместе с тем, несмотря на его метафизическое звучание, психономический подход подразумевает его более пристальное изучение. Так или иначе, этот вопрос все-таки актуален для обычного чело­века, который хоть и не предается подобным размышле­ниям, но очень часто пребывает в ситуации необходимо­сти выбора, пусть и не всегда очевидного. И поскольку Добро и зло есть реальные силы, так или иначе заполня­ющие всякую обыденность, то, даже если и не задумываться о них, последние тем или иным образом заставляет проявлять соответствующие реакции. Это значит, что Данные категории перестают быть просто категориями и становятся нашими такими же неизменными и неизбежными спутниками, как пища и воздух.

Исходя из всего этого, мы вновь подходим к извечному вопрошанию: какая же из двух сил, которые завораживают нас и заставляют трепетать, является более мощной?

Обратимся к конкретным сопоставлениям, вспомнив приведенные выше определения, касающиеся энергий созидания и разрушения, и сравним примеры, иллюстрирующие проявления той и другой.

Состояние организма. Возникновение болезни актив­но. В ее приходе есть что-то неотвратимое и властное, она вторгается в организм свободно и, не считаясь ни с чем, укрепляет свои позиции уверенно и безапелляционно. А для того чтобы одолеть недуг, потребуется немало сил и времени, во всяком случае больше, чем то, что потребо­валось бы для развития заболевания.

Травму можно получить в считанные секунды, для ликвидации ее последствий понадобятся недели, если не месяцы.

Душевное состояние. Это весьма хрупкая материя, на­нести урон которой не составит никакого труда, в то вре­мя как душевное исцеление, о чем хорошо известно, тре­бует порою долгих лет кропотливой и трудоемкой работы.

Семейная жизнь. Ее легко развалить и гораздо слож­нее наладить.

Война и мир. Война с молниеносной скоростью унич­тожает жизнь, но история не знает ни одного подтвержде­ния тому, чтобы столь же быстро был восстановлен мир

Храм. Храмы превращались в руины за несколько се­кунд или чуть более, все дело в количестве подложенно­го динамита, но сколько времени нужно положить на их восстановление?

Экология. Чтобы испепелить лес, достаточно всего лишь одной спички и одного дня. Новый лес за один день не вырастет.

Во всех перечисленных фактах, несмотря на то что они представляют разные области бытия, прорисовывается Одна закономерность, а именно: энергия разрушения во хногораз концентрированнее во времени, плотнее, насыиценнее, чем энергия созидания. Ее результаты проявляют­ся немедленно, действенно, коренным образом изменяя распорядок реальности и качество существования. Ко­нечные же результаты последней скорее виртуальны и представляют собой больше планы и надежды, чем яв­ные, ощутимые свершения. Пока созидающая сила во­плотится хотя бы в цель, вихрь разрушения обратит в прах многие и многие благие начинания.

Вывод, следующий из приведенных сопоставлений, прост и очевиден: зло несоизмеримо более мощная сила и энергия, чем добро.

Этот факт неутешителен, но самому факту до этого нет никакого дела.

Резюме

1. Мы обречены на взаимодействие с миром.

2. Результат этих взаимодействий оценивается в поня­тиях добра и зла.

3. Психономический подход, признавая реальность этих качеств, определяет добро как программу, проявляю­щую себя в созидании, а зло — как программу, прояв­ляющую себя в разрушении.

4. Зло при сопоставлении с добром предстает силой го­раздо более мощной и действенной.

Наши рекомендации