Тема 1 Общие проблемы методологии психологического исследования
Имени Франциска Скорины»
Утверждаю Проректор по учебной работе УО «ГГУ им. Ф. Скорины» ________________ И. В. Семченко «____»____________ 2012 г., Регистрационный № УД________/р. |
МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебная программа для специальности высшего образования второй ступени (магистратуры)
Психология»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра психологии
Курс (курсы) 1
Семестр (семестры) 2
Лекции ___ _20_______часов | Экзамен 2 семестр |
Практические (семинарские) занятия ___ 14 ____часов | |
Самостоятельная управляемая работа - нет | |
Всего аудиторных часов по дисциплине___34 _ _часа | Форма получения высшего образования второй ступени (магистратуры): дневная_____________ |
Всего часов по дисциплине___112 _часов Составитель: С. Н. Жеребцов, кандидат психологических наук, доцент |
Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы, утвержденной «____»______________ 2012 г., регистрационный номер _________________.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта
на заседании кафедры психологии
«17» апреля 2012 г., протокол № 8.
Заведующий кафедрой
доцент ___________ Н.В. Гапанович-Кайдалов
Одобрена и рекомендована к утверждению методическим советом факультета психологии и педагогики
«30» апреля 2012 г., протокол № 9.
Председатель
_____________ Л. И. Селиванова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Методология психологического исследования» включает в себя как традиционное, так и современное понимание наиболее общих и наиболее существенных проблем психологического исследования. Программа данной дисциплины составлена на основе утвержденного Министерством образования Республики Беларусь типового учебного плана магистратуры по данной специальности, а также утвержденного ректором Учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины» учебного плана по специальности «Психология» второй ступени высшего образования.
Психология как наука имеет в качестве источника знания психологическое исследование, качественное проведение которого требует всестороннего и глубокого понимания своего предмета (психики человека), а также осознания сложности и множественности способов его объяснения, знания этих способов.
Все это повышает требования к уровню профессиональной подготовки специалиста-психолога, который должен уметь ориентироваться в разнообразных теоретических парадигмах, осознанно и эффективно планировать психологическое исследование, использовать достижения других наук, изучающих человека и общество.
Основная цель данного курса заключается в том, чтобы, опираясь на уже имеющиеся у магистрантов базовые знания по психологии, сформировать у них компетенции в области современного состояния методологии психологии, с перспективами развития психологической науки.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать современный социокультурный контекст развития психологии.
2. Критически проанализировать основные парадигмы и теоретические направления современной психологической науки.
3. Выработать у магистрантов навыки самостоятельного и осознанного определения методологии и методов научного исследования.
4. Ознакомить магистрантов с наиболее перспективными направлениями осуществления психологического исследования.
5. Раскрыть сущность основных этических и правовых проблем в проведении психологических исследований.
В результате изучения курса магистрант должен знать:
- исторические этапы развития различных подходов к психологическому исследованию;
- различные методологические парадигмы и методы научного исследования;
- возможности применения результатов различных видов психологического исследования в определенных сферах общественной практики;
- этические принципы и правовые основы психологического исследования.
В результате изучения курса магистрант должен уметь:
- проводить самостоятельный теоретико-методологический анализ научных концепций;
- планировать собственное научное исследование, правильно формулировать его теоретические основания, определять адекватные цели и задачам исследования методологию и методы сбора, анализа данных;
- осуществлять психологическую интерпретацию полученных данных;
- готовить научные публикации.
Согласно типовому учебному плану магистратуры по специальности 1-23 80 03 «Психология», на изучение дисциплины отводится 112 часов, из них аудиторных – 34 часа (20 лекционных и 14 семинарских занятий). Курс рассчитан на 1 семестр, форма отчетности – экзамен.
Содержание учебного материала
Тема 1 Общие проблемы методологии психологического исследования
Законы науки. Научная картина мира. Уровни методологии. Житейская и научная психология. Популярная психология. Общие принципы построения психологического исследования. Методология психологии. Принципы психологии. Понятие о методологии психологического исследования. Уровни методологии и субъекты процесса познания. Понятие о многоуровневой категориальной системе психологии. Основные категории психологии. Понятие о базовых, метапсихологических категориях. Понятие о законе и об объективных законах научного познания. Задачи и проблемы познания законов психического. Группы объективных законов психологии.
Специфика научных исследований в психологии. Психологическое исследование. Этапы психологического исследования. Проблема субъекта и объекта в психологии. Классификация видов психологических исследований. Классификация методов психологического исследования (Б.Г. Ананьев, Г. Пырьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Гриншпун, Р.С. Немов). Основные классы методов психологического исследования (эмпирические, теоретические, интерпретационные), их виды и особенности. Основные признаки психологического исследования. Понятие о выборочном методе. Проблема валидности в психологическом исследовании. Взаимосвязь метода и теоретической парадигмы. «Война парадигм».
Методологические характеристики исследования: тема, проблема исследования, актуальность, научная новизна, практическая значимость, объект и предмет, цель, гипотеза, теоретико-методологическая основа исследования, методы исследования.