Этап №1 Этап №2 Этап №3 Этап №4 Этап №5
Трудоемкое Интервал Подсознательное Озарение Проверка
накопление забывания созревание правильности
информации решения решения
Творческое мышление
1-2 этапы – длительное и трудоемкое накопление информации, включающее многочисленные попытки сознательного решения задачи. Как правило, эта фаза оканчивается безрезультатно и человек отступает, “забывая” о проблеме на часы, дни, недели. За это время развивается 2 стадия.
3-4 этапы. Стадия созревания. Отличительной чертой этой стадии является внешнее отсутствие видимого прогресса в решении задачи. На стадии озарения идет активная работа подсознания, поэтому решение, пришедшее на этой стадии, характеризуется внезапностью.
5 этап. За озарением следует стадия проверки правильности решения.
Важно, что необходимым фоном для активной работы подсознания является наличие 1 фазы – активных и настойчивых попыток решения задачи, то есть условием “божественного” озарения, как правило, является упорный труд.
Рассмотренные этапы творческого поведения внешне похожи на рассмотренный нами “ага-эффект” (опыты Келера с обезьянами и собаками), проявляющийся в поведении животных при решении проблемных задач. Возможно, корни творчества проявляются уже в интеллектуальной деятельности и поведении животных.
Результаты исследования активности различных отделов мозга здорового человека во время решения интеллектуальных задач с помощью магнитоэнцефалограммы, электроэнцефалограммы и пр., показали, что фаза “озарения” связана с лобными долями правого полушария; фаза первичного накопления информации и критического рассмотрения продуктов творчества – с работой лобных долей левого полушария.
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности. Противоположностью творческого мышления является репродуктивное (воспроизводящее готовые знания).
Дж. Гилфорд считал, что творческое мышление связано с доминированием в нем четырех особенностей:
А. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываний, идей. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти собственное, отличное от других решение.
Б. Семантическая гибкость, т.е. способность увидеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширить функциональное применение.
В. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.
Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, не содержащей ориентиров для этих идей.
С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под ним понимают совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач.
Способности к творчеству находятся в сильной корреляции с интеллектуальными способностями. В частности, творческие люди обладают очень высоким коэффициентом интеллекта.
Принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности, по- видимому, заключается в направленности на решение во многом отличающихся типов задач: задач понимания смысла и задач порождения нового смысла.. Более того, хорошие творческие способности могут встречаться при внешней интеллектуальной заторможенности, а высокий интеллект - без развитых творческих способностей. Понятно, что границы между чисто творческой и интеллектуальной деятельностью не всегда четкая: одно из них может быть частным случаем другого.
Один знаменитый математик – Гилберт, характеризуя некоего ученого, сказал: “Этот человек не может быть математиком, для математика у него слишком мало воображения”.
Некоторые методы в психотерапии основаны на активизации творческого мышления:
- шоковая терапия - изменения сознания к неизменному миру;
- вопросы, которые не имеют решения, требуют ухода от привычной логики;