Структура познавательной деятельности
Познавательная деятельность осуществляется посредством гностических действий, которые делятся на два класса: внешние и внутренние. Внешние гностические действия направлены на познание предметов и явлений, которые непосредственно дей-ствуют на органы чувств. Эти действия осуществляются в про-цессе взаимодействия органов чувств с внешними объектами. Внешние гиостические действия, совершаемые органами чувств, могут быть поисковыми, установочными, фиксирующими и про-слеживающими. Поисковые действия направлены на обнаруже-ния объекта познания, установочные - на выделение его среди других объектов, фиксирующие - на обнаружение наиболее ха-рактерных его свойств и качеств, прослеживающие - на получе-ние информации о тех изменениях, которые происходят в объек-те. Продуктом этих действий являются сенсорные познаватель-
ные процессы - ощущения и восприятия, которые отражают состояние внешней и внутренней среды и отдельные объекты.
Результатом познавательной деятельности на чувственной ступени познания являются субъективные впечатления и образы, которые отражают предметы и их свойства как при непосред-ственном контакте, так и на расстоянии. Возникновение субъек-тивных впечатлений и образов осуществляется на основе сенсор-ных и перцептивных действий, направленных на обнаружение, различение, отождествление и опознание предметов и их свойств.
Впечатления и образы, возникающие на чувственной сту-пени познания, являются основой для осуществления внутрен-них гностических действий, на основе которых проявляются ин-теллектуальные процессы: память, воображение и мышление.
Память закрепляет впечатления и образы, сохраняет их на оп-ределенное время и в нужный момент воспроизводит. Память дает возможность человеку накапливать индивидуальный опыт и исполь-зовать его в процессе поведения и деятельности. Познавательная фун-кция памяти осуществляется посредством мнематических действий, направленных на установление связи вновь приобретаемой информации с ранее усвоенной, на ее закрепление и воспроизведение.
Воображение дает возможность преобразовывать образы воспринимаемых предметов и явлений и создавать новые пред-ставления о таких объектах, которые недосягаемы для челове-ка или которые вообще не существуют в данное время. Благо-даря воображению человек может познать будущее, прогнози-ровать свое поведение, планировать деятельность и предвидеть ее результаты. Представления воображения возникают на осно-ве осуществления репродуктивных действий, направленных на расчленение образов, хранящихся в памяти, соединение различ-ных их частей, уподобление одних образов другим, чрезмерное их увеличение или уменьшение.
Мышление дает возможность отвлечься от чувственно вос-принимаемой действительности, обобщить результаты познава-тельной деятельности, проникнуть в сущность вещей и познать такие предметы и явления, которые существуют за пределами ощущений и восприятия. Продуктом мышления являются мыс-ли, которые существуют в форме понятий, суждений и умозак-лючений. Новые мысли возникают в результате осуществления умственных действий посредством которых сопоставляются предметы и явления, выделяются их общие и существенные при-
знаки, на основе которых познаваемые объекты классифицируются и систематизируются.
В процессе познания происходит движение мыслей в созна-нии субъекта от незнания к знанию, от неполного знания к пол-ному, от знаний, отражающих внешние свойства предметов, к знаниям о их сущности, от ложных знаний к истиннм, адекватно отражающим мир.
Между сенсорными и интеллектуальными процессами су-ществует постоянная связь. Содержание сенсорных познаватель-ных процессов является материалом для функционирования ин-теллектуальных процессов, а последние, в свою очередь, дела-ют их осмысленными и понятными для личности. Все это проис-ходит потому, что познавательная деятельность человека осу-ществляется в рамках сознания, которое интегрирует их в еди-ный процесс познания.
Объединение всех элементов познавательной деятельности в единое целое осуществляет также язык и речь, на базе которых фун-кционирует сознание. Посредством слов человек обозначает все, что он ощущает, воспринимает, запоминает, о чем думает, мечта-ет, переживает. Благодаря этому человек не только осознает окружаю-щий его мир и самого себя, но и в состоянии регулировать свою познава-тельную деятельность.
Большую роль в процессе познания играет внимание. Оно направляет и сосредотачивает сознание человека на познаваемых предметах и явлениях. Внимание является одним из тех психичес-ких состояний человека, которое обеспечивает продуктивное фун-кционирование всех психических познавательных процессов.
Процесс познания является очень сложным и трудным, часто связан с преодолением разнообразных препятствий и поэтому тре-бует проявления волевых усилий. Отсюда познавательная дея-тельность связана не только с познавательными, но и с воле-выми процессами. Воля регулирует познавательную деятель-ность человека. Она мобилизует все ресурсы на преодоление трудностей, возникающих в процессе познания.
Познавательная деятельность неразрывно связана с чувства-ми и эмоциями, так как человеку свойственно переживание своего отношения к тому, что он познает или делает. В связи с этим все познавательные процессы приобретают эмоциональную окраску или, так называемый, чувственный тон. Особенно это ярко прояв-ляется в ощущениях и восприятиях. Мы чувствуем приятные и не-
приятные запахи, нам нравятся одни предметы и не нравятся другие. Чув-ства влияют и на продуктивность памяти. Мы хорошо запоминаем ту информацию, которая вызывает у нас положительные или отрицатель-ные чувства.
Большое влияние оказывают чувства и на процесс мышле-ния. Возникающие в процессе мышления трудности иногда ока-зывают негативное или позитивное влияние на интеллектуаль-ную деятельность. Мы радуемся, когда успешно решаем интел-лектуальную задачу, огорчаемся, если она не получается. Та-кие переживания, которые проявляются в форме любознатель-ности, пытливости, вероятности, сомнения, уверенности и тор-жества, возникающие в связи с познанием нового, неизвестного, в психологии называются интеллектуальными чувствами. Из-вестно, как Архимед, обрадовавшись, что он решил трудную задачу о наличии примеси серебра в золотой короне, с возгла-сом “эврика” бросился к царю, чтобы доложить ему об этом. В современной психологии существует специальное направление, занимающееся изучением процесса открытия нового, неизвестно-го, которое получило название “эвристики”.
Большое влияние на результаты познавательной деятельности человека оказывают познавательные способности. Их наличие дает возможность успешно изучать и исследовать предметы и явления, приобретать новые знания, решать проблемные задачи, применять новые приемы и способы умственной деятельности. Познавательные способности могут быть сенсорными, перцептивными, мнемически-ми, репродуктивными, интеллектуальными и вербальными.
Познавательные способности стимулируют, направляют и регу-лируют гиостическую деятельность, делая ее более продуктивной, чем при их отсутствии. Сенсорные способности дают возможность более полно и точно отражать свойства и качества предметов и явлений, а также состояний внешней и внутреннй среды. Перцептивные способ-ности проявляются в умении наблюдать за предметами и явлениями, замечать малейшие изменения в их состоянии и развитии. Мнемичес-кие способности обеспечивают полное и точное запоминание, сохра-нение и воспроизведение полученной в процессе познания информации. Репродуктивные способности помогают представить внутреннее стро-ение и структуру изучаемых объектов и те изменения, которые могут произойти с ними в будущем. Интеллектуальные способности прояв-ляются в умении анализировать и обобщать полученную в процессе познания информацию, и оперировать образами и мыслями, делать
правильные теоретические и практические выводы. Вербальные спо-собности дают возможность правилно описать познаваемые предме-ты и явления, подвести итоги познавательной деятельности, правиль-но сформулировать гипотезы, концепции и теории, объясняющие сущ-ность изучаемых явлений.