Программированный контроль знаний. 1. .. называется сохранение информации о раздражителе после того
1. .............. называется сохранение информации о раздражителе после того, как его действие уже прекратилось.
2. Фазы памяти располагаются в следующем порядке:
1:фиксация
2:сохранение
3:считывание
4:воспроизведение
3. Процессы памяти по длительности делятся на:
£ мгновенную
£ иконическую
£ кратковременную
£ долговременную
£ вечную
4. Соответственно по модальности выделяют следующие виды памяти:
£ зрительную
£ иконическую
£ тактильную
£ слуховую
£ интеллектуальную
5. Стадии памяти, как произвольной мнестической деятельности располагаются в следующем порядке:
1:мотив
2:программирование мнестической деятельности
3:использование различных способов запоминания материала
4:контроль за результатами деятельности и их коррекция
6. ............. - это ослабление памяти.
7. ............ - это особые состояния, когда человек испытывает ощущение "знакомости" при встрече с незнакомыми объектами.
8. .............. - это обострение памяти, резкое увеличение объема и прочности запоминаемого материала.
9. .............. - это значительное снижение или отсутствие памяти.
10. Установление соответствия между уровнем поражения и видом возникающей амнезии:
продолговатый мозг | ретроградная и антероградная амнезия |
диэнцефальный уровень | ослабление краткосрочной памяти |
лимбическая система | корсаковский синдром |
парамнезии |
11. Поражение лимбической системы возникает при:
£ ретроградной амнезии
£ реминисценции
£ гипомнезии
£ корсаковском синдроме
£ гипермнезии
12. Модально - специфические нарушения памяти включают:
£ зрительные
£ двигательные
£ медиальные
£ базальные
£ слухоречевые
13. Основными симптомами при Корсаковском синдроме являются расстройства:
£ памяти
£ мышления
£ внимания
£ эмоций
£ личности
14. Модально - специфические нарушения памяти возникают при поражении:
£ первого блока мозга
£ второго блока мозга
£ третьего блока мозга
£ лимбико - ретикулярных систем
£ интегративно - пусковых систем
15. Исследование внимания в нейропсихологии включает следующие методики:
£ ПДО
£ таблицы Шульте
£ Корректурная проба
£ проба Хэда
£ опросник Айзенка
16. Согласно А.Р. Лурия, ................... - это фактор, способствующий селективности протекания любых психических процессов.
17. Выделяют следующие формы внимания:
£ сенсорное
£ мнестическое
£ двигательное
£ эмоциональное
£ интеллектуальное
18. .................внимание - проявляется в моторных процессах, в их осознании и регуляции.
19. Поражение нижних отделов неспецифических структур приводит к следующим нарушениям внимания:
£ истощаемость
£ сужение объема
£ снижение концентрации
£ снижение переключаемости
£ снижение сосредоточенности
20. Поражение диэнцефальных отделов мозга и лимбической системы приводит к:
£ истощаемости
£ нарушению сосредоточенности
£ неустойчивости
£ сужению объема
£ нарушению переключаемости
21. ................ - нарушения внимания проявляются только по отношению к стимулам одной модальности.
22. Модально - специфические нарушения внимания проявляются в виде:
£ истощаемости
£ зрительного невнимания
£ сужении
£ слухового невнимания
£ тактильного невнимания
23. Исследование произвольного внимания проводится с помощью следующих методик:
£ корректурная проба
£ проба Хэда
£ пробы Крепелина
£ матрицы Ровена
£ кубики Кооса
24. ................... - это нарушения счета.
25. Наглядно - образное мышление по мнению Цветковой Л.С. целесообразно исследовать при помощи следующих проб:
£ конструирование предметов
£ дифференцировка предметов
£ запоминание 10 слов
£ пиктограмма
£ копирование букв
26. Вербально - логическое мышление по мнению Цветковой Л.С. целесообразно исследовать при помощи следующих проб:
£ пересказ рассказов
£ понимание рассказов
£ запоминание 10 слов
£ решение арифметических задач
27. .............. - это активная психическая деятельность, направленная на решение определенной задачи.
28. Стадии мыслительной деятельности располагаются в следующем порядке:
1:формирование программы
2:выбор средств решения задачи
3:непосредственное осуществление различных операций
4:контроль за результатами
5:сличение результата с условиями задачи и ожидаемым результатом
29. Выделяют следующие мыслительные операции:
£ предметные
£ числовые
£ буквенные
£ наглядно - образные
£ вербально - логические
30. Классическими по психологии мышления являются работы:
£ Зейгарник Б.В.
£ Выготского Л.С.
£ Рубинштейна С.Л.
£ Леонтьева А.Н.
£ Хомской Е.Д.
31. Поражение левой височной области в сфере мышления приводит к нарушению:
£ смыслового образа слова
£ логических отношений
£ пространственных отношений
£ арифметических операций
£ устного счета
32. Поражение теменно - затылочных отделов мозга в сфере мышления приводит к нарушению следующего фактора:
£ оптико - пространственного
£ слухо - речевого
£ двигательного
£ тактильного
£ вкусового
33. Поражение премоторных отделов левого полушария в мыслительной сфере ведет к нарушению:
£ динамики
£ кинетических схем
£ переключения с одного движения на другое
£ регуляции движений
£ контроля за психической деятельностью
34. Поражение лобной префронтальной области мозга сопровождается:
£ интеллектуальными расстройствами
£ мнестическими расстройствами
£ нарушениями внимания
£ галлюцинациями
£ иллюзиями
35. А.Р. Лурия выделил следующие формы интеллектуального дефекта, связанные с поражением определенной зоны мозга:
£ затыльчной
£ височной
£ теменно - затылочной
£ премоторных отделов левого полушария
£ префронтальных отделов лобных долей
36. Больные с нарушением интеллектуальных процессов предъявляют следующие жалобы на трудности в:
£ звукоразличении
£ обдумывании плана действия
£ решении задач
£ истощаемости
£ отсутствии мыслей
37. Исследование мышления проводится с помощью следующих заданий:
£ выполнение счета
£ решение задач
£ заканчивание фразы
£ понимание сюжетных картин
£ запоминание смысловых рядов
38. Методика понимания рассказов при исследовании мышления включает следующие рассказы:
£ лев и мышь
£ красная шапочка
£ муравей и голубка
£ спящая красавица
£ галка и голуби
Основная литература.
1. II Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сборник докладов «А. Р. Лурия и психология XXI в.» / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. - М., 2003.
2. Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. – 2 Всероссийская конференция. М., 2003.
3. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
4. Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия / Под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. – Глава 1. – М., 2004г.
5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2006. – 496с.
6. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004.
Дополнительная литература:
1. Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. — Л.: Наука, 1976а.
2. Белый Б. И. Нарушения психических процессов при поражении правого полушария // Вопросы психологии. — 1973. — № 6.
3. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М., 1947.
4. Гершуни Г. В. О механизмах слуха (в связи с исследованием временных и временно-частотных характеристик слуховой системы) // Механизмы слуха. — М.: МГУ, 1967.
5. Доброхотова Т. А., Брагина Н. П., Зайцев О. С. и др. Односторонняя пространственная агнозия. — М.: Книга, 1996а.
6. Климковский М. Нарушение слухоречевой памяти при поражениях левой височной доли: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1966.
7. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. — М.: МГУ, 1988.
8. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. — М.: МГУ, 1985.
9. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии. — М.: Педагогика, 19786. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М.: МГУ, 1962, 1-е изд; 1969, 2-е изд; М.: Академ. проект, 2000, 3-е изд.
10. Методологические аспекты науки о мозге / Под ред. О. С. Адрианова, Г. X. Шингарова. — М.: Медицина, 1983.
11. Неврология / Под ред. М. Самуэльса. - М.: Мир, 1997.
12. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Воениздат, 1994. - Ч. 1, II.
13. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1995.
14. Поляков Г. И. О принципах нейронной организации мозга. — М.: Медицина, 1965.
15. Симерницкая Э. Г. Методика экспресс-диагностики «Лурия-90» — M 1991.
16. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: МГУ, 1985.
17. Синельников Р. Д., Синельников Я. Р. Атлас по анатомии человека. — М.: Медицина, 1996. - Т. 4.
18. Схема нейропсихологического исследования / Под ред. А. Р. Лурия. — М.: МГУ, 1973.
19. Тонконогий И. М. Введение в клиническую нейропсихологию. — Л.: Медицина, 1973.
20. Трауготт H. H., Вассерман Л. И., Дорофеева С. А. и др. О взаимоотношениях расстройств слуха и речи при очаговых поражениях коры головного мозга // Физиология человека, 1982. Т. 8. — № 1.
Информационные ресурсы:
1. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru ||
2. flogiston.ru/library/luria_mozg
3. www.koob.ru