Программированный контроль знаний

1.Основными свойствами ощущений являются указанные, кроме:

а) модальности

б) константности

в) интенсивности

г) длительности

2.Минимальная разница между стимулами, вызывающая различие в ощущении, это:

а) абсолютный нижний порог ощущений

б) дифференциальный порог

в) абсолютный верхний порог

г) пространственный порог

3.К свойствам восприятия относятся указанные, кроме:

а) целостности

б) структурности

в) реминисценции

г) апперцепции

4.Неправильное искаженное восприятие предмета или явления, действующего в данный момент на органы чувств, это:

а) галлюцинация

б) иллюзия

в) реминисценция

г) адаптация

5. Больной чувствует, что внутри его тела что-то «лопается», «отслаивается», «переворачивается». Описанное расстройство называется:

а) парейдолии

б) парестезии

в) психосенсорные расстройства

г) сенестопатии

д) висцеральные галлюцинации

6. Пациент в узорах на ковре видит различные фигуры людей, животных. Описанное расстройство называется:

а) парейдолические иллюзии

б) дереализация

в) психосенсорные расстройства

г) гиперэстезия

д) парестезии

7. Больной жалуется, что обычный свет ослепляет, звуки оглушают, щелчок замка воспринимается как выстрел, все раздражает. Описанное расстройство называется:

а) гиперестезия

б) сенестопатия

в) психосенсорные расстройства

г) парейдолии

д) псевдогаллюцинации

8. Больной жалуется, что люди на улице кажутся маленькими («как карлики»). Описанное расстройство называется:

а) парейдолии

б) дереализация

в) иллюзия

г) микропсия

д) парестезия

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Заполните таблицу 1 «Патопсихологические синдромы»

Таблица 1

Наименование патопсихологического синдрома Ядерные нарушения, основные симптомы Нозологическое соответствие
       

Задание 2

  1. Какие выделяются качественные и количественные нарушения ощущений?
  2. Какие выделяются гностические расстройства в зависимости от поражения анализатора?
  3. Какое основное отличие иллюзий и галлюцинаций?
  4. Перечислите различия между истинными и псевдогаллюцинациями

Задание 3.Проанализируйте задачи и определите вид патологии

Задача № 1.Больной Ч., 45 лет. Считает себя больным в течение многих лет. Обращался за помощью к различным врачам, но они не находили у него серьезных соматических заболеваний. Жалуется на неприятные ощущения в области живота, груди, головы, под

кожей, слабость, плохой сон, отсутствие аппетита. Рассказал, что периодически отмечает у себя массу тягостных неприятных опущений, которые начинаются в виде сжатия, внезапно «лопается какой-то шар в животе, и весь живот обливает «кипятком», захватывает дыхание, ударяет в голову, голова становится пустой, кожу головы покалывает, затем «оттягивает мозг», становится страшно за свое здоровье. Убежден, что он тяжело болен, а амбулаторные врачи недостаточно компетентны. Настаивает на самом тщательном и всестороннем обследовании. При обследовании больного в клинике какой-либо патологии со стороны внутренних органов не выявлено.

Какая патология описана?

Задача № 2.А. Больной ночью за окном увидел черта, который строил ему рожи, грозил лапой, дразнил языком.

Б. Пациент вечером услышал, как за окном заплакал ребенок, затем позвал его: «Ваня, помоги!» Выбежав во двор, больной увидел черного голого человека, опутанного проволокой, который громко закричал: «Попался, добрались до тебя!»

В. Больной переживает видение, к нему приближается его умерший родственник, он слышит его шаги, его голос, испытывает прикосновение его руки и ощущает холод или тепло его тела.

Определите, о каких видах расстройства идет в каждом конкретном случае.

Задача № 3.Больная Н., 36 лет. Поступает повторно. В первые дни на фоне приподнятого настроения отмечала, что окружающее воспринимает в ярких красках, прохожие на улице все красивые, нарядные, как артисты. Дома и в больнице все воспринимает обостренно: обычный свет ослепляет, звуки оглушают, щелчок замка воспринимает как выстрел. Все раздражает.

О каком расстройстве идет речь?

Задача № 4.Больной жалуется: «Все вокруг меня изменилось, приобрело плоскостность, утратило объемность, мебель в комнате уменьшилась, ножки стульев искривились. Вышел на улицу и увидел, что солнце приобрело вид эллипса, люди, проходящие мимо, становились выше ростом».

О каком расстройстве идет речь?

Задача №6. У пациентки Б. неузнавание лиц оставалось самыми грубым дефектом на протяжении нескольких лет. Больная не узнавала мужа, детей, внуков и себя в зеркале. Если в процессе узнавания предметов и их изображений у нее часто могли возникать гипотезы и ошибки, способствовавшие опознанию, то при встрече со знакомыми людьми или при предъявлении их портретов она отказывалась от заданий, поскольку не имела никаких предположений. Догадка могла возникнуть при опоре на другие внешние признаки (голоса, прически, роста, и т.д.), узнавание которых способствовало узнаванию человека.

О каком расстройстве идет речь?

Задача №7. Б.: После первого инсульта у меня все было нормально, кроме того, что я

забыла, как называются все буквы. Хотя написать я их могла как угодно — по одной по порядку, вразбивку… Это не составляло труда. Прочитать ни одной буквы, ни единой цифры не могла. Вот так у меня сразу ушла информация о том, как буквы называются и как они считываются. Когда я на них смотрела, я видела набор знаков. Как сказать? Я знаю, что это буква, но я не знаю, какая она — русская или другая. Мой муж в день выписки пришел в больницу за мной и в руках держал журнал. Я беру у него журнал и спрашиваю: «А на каком языке у тебя журнал?»

О какой патологии идет речь?

Задача 8.Больная Б: «Был период, когда я видела все в каком-то аморфном состоянии цвета. Я их (цвета) не могла ни понять, ни назвать. Потом я стала различать цвета и оттенки темного цвета. Я начала различать зеленые и синие и их оттенки и сравнивала их с красным. Вижу очень приблизительно. Оценивала их как теплые/холодные, более темные/более светлые. Различия определяются насыщенностью, а затем я сравниваю. Я их внутренне не представляю, но что-то возникает лишь тогда, когда я сравниваю цвета. Когда я забываю название, то первая буква дает название, а дальше идет перебор».

О какой патологии идет речь?

Задача 9. Больной К., 50 лет. На приеме у врача держался спокойно, уверенно, даже несколько развязано. На вопрос, чем вызваны его поступки, ответил: «Голоса замучили, уже 10 лет сидят внутри головы и руководят мной. То прикажут вскрыть себе живот, то выколоть глаза. Но я их не всегда слушаю; если бы слушал, то не сидел бы перед вами» Далее говорит, что разбил в доме телевизор потому, что голосам не понравилось, как «ехала в кино машина». Жаловался, что «голоса в голове против его воли заставляют кого-то ударить, что-то разбить». Больной в большинстве случаев голосам не подчиняется, к болезненным переживаниям относится с частичной критикой.

О какой патологии идет речь?

Задача 10.Больная В., 43 года, библиограф. Диагноз: эпидемический энцефалит. Патопсихологическое исследование выявило грубые нарушения узнавания предметов. Больная часто не узнавала (40%) предъявленных ей изображений. Так, нарисованный гриб она называет «стог сена», спички — «кристаллами». Сюжет картины больная не улавливает сразу, а лишь после длительных фиксаций на отдельных деталях. Процесс восприятия носит характер отгадывания: «Чтобы это могло быть — расческа? На чем она сидит — на кресле, стуле? Чтобы это могло быть — плита, корыто?». При показе известной картины «Смертница» больная говорит: «Что это за женщина, о чем она задумалась? На чем она сидит? На кровати? Что это за тени?». Даже при правильном названии у больной всегда отмечалось сомнение и неуверенность, она ищет опорные пункты в рисунке для того, чтобы подтвердить ими правильность своего вывода.

О какой патологии идет речь?

Наши рекомендации