Общая характеристика методик кросс-культуного исследования
Сущность Кросс -культурного исследования.
Культура– это совокупность ценностей, смыслов,норм и правил, которые являются общими для некоторой группы людей.
Представителями культуры, люди являются, не столько вследствие, соблюдения этих правил,сколько в результате знаний о них. (правильно уступать место в транспорте)
Кросс -культурное исследование, это разновидность квазиэксперимента, в котором в качестве аналога независимой переменной выступают культурные различия. В кросс культурном исследовании сравниваются различные характеристики представителей различных культур.
Виды культур, которые могут сравниваться в ККИ.
Национальные. Нация – это граждане страны.
Этнические. (цыгане, татары, итд)
Религиозные
Региональные (жители Москвы и Санкт-Петербурга)
Одна из важных проблем ККИ это вывод и его интерпретация. Недостаточно просто выявить различия, необходимо объяснить,какие компоненты культуры привели к появлению этих различий. (Майкл Харрис Бонд, какая характеристика культуры приводит к тому что, китайцы чаще сталкиваются в бассейне, чем американцы.)
При выборе культур для сравнения нужно руководствоваться следящим принципом, чем больше культурная дистанция, тем легче найти различия, но труднее их интерпретировать. Чем ближе культурная дистанция, чем ближе культуры,тем труднее найти различия, но проще их интерпретировать.
Задача ККИ искать не только различия, но и сходства. Поиск сходств имеет большое значение для эффективного межкультурного или кросс - культурного взаимодействия.
Методология Кросс – Культурного Исследования
Этический подход и Эмический подход.
Eticподход– культурный универсализм.Направлен на выявление общих характеристик,свойственный представителям различных культур.
Emicподход– культурный релятивизм(относительный). Подчеркивает относительность культурных различий и подчеркивает необходимость изучения,каких то явлений только в контексте одной культуры.
Основная задача ЭТИЧЕСКИХ исследований – поиск культурных универсалий. Характеристик одинаково присущих представителям различных культур.
Качественный подход:
Качественная методология предполагает изучение,содержание, функционирование структуры психологических характеристик.
Основной вопрос «что?» или «как?».
Основной исследовательский инструмент – анализ
Количественный подход:
Количественная методология – направлена на измерения психологических характеристик.
Основной вопрос «сколько».
Основной исследовательский инструмент - подсчет.
Деление на качественную и количественную методологию не является специфически этнопсихологическим, свойственно и другим исследованиям тоже.
Угроза валидности ККИ
Отклонения– наличие мешающих факторов, которые ставят под сомнения, сравнимость оценок,полученных в разных культурных группах.
Виды отклонений:
Отклонения, связанные с конструктом. Разное понимание. Где то есть, где то нету этой концепции. Когда сравнивают, или изучают разные вещи.
Метод, процедура исследования.
Отклонения, связанные с тестовыми пунктами. Разный уровень трудности, неправильный перевод.
Эквивалентность –сравнимость оценок полученных при тестировании различных культурных групп.
Эквивалентность и отклонения взаимосвязаны. Чем больше отклонений, тем больше эквивалентность. Нужно избегать отклонений и повышать эквивалентность.
Способы повышения валидность кросс - культурного исследования.
Способы,связанные с конструктом.
Необходимо удостоверится, что представители обеих культур одинаково понимают одинаковый конструкт.
Способы связанные с методом, процедурой исследования.
Методики должны разработать для нее или адаптирован для культуры.
Тщательно отбор исследователей проводящих методики.
Корректное поведение экспериментатора.
Подобрать время и место одинаково для обоих групп.
Уравненная выборка.
Язык
Отклонения,связанные с тестовыми пунктами
Исключение двусмысленности, подбирать слова с высоким уровнем частотности,задания должны быть с одинаковой степенью трудности, избегание неприемлемых вопросов.
[3] Как равнозначные употребляются понятия картина мира, модель мира.
[4] Кстати говоря, самоназвание немцев восходит к древне-германскому слову teuta – «люди, народ» (см. Агеева, 1990).
[6] Впрочем, это не единственный предмет этнопсихологического изучения детства. В психологии развития широкое распространение получили сравнительно-культурные исследования. Все основные теории (теория интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже, теория морального развития Л. Колберга, «эпигенетическая концепция жизненного пути человека» Э. Эриксона) до наших дней подвергаются проверке все в новых и новых культурах (см. Matsumoto, 1996). А Эриксон, как известно, разрабатывая свою теорию, опирался и на собственные этнологические исследования индейцев сиу и юрок (см. Эриксон, 1996 а).
[7] Термин «инкультурация» не следует путать с термином «аккультурация», используемым – среди других – для обозначения процесса вхождения индивида в новую для него культуру.
[8] В полиэтнической среде ребенок подвергается также влиянию взрослых, принадлежащих к чужой культуре, т.е. включается в процесс аккультурации.
[9] Эту особенность американский психолог вывел в том числе и из собственных наблюдений за странным, с его точки зрения, поведением прохожих, которые знакомились с детьми на улицах, а дети и сопровождающие их взрослые называли их «дядями» и «тетями».
[10] К настоящему времени межкультурные миграции затронули еще большее количество людей: по некоторым оценкам всего в мире вне пределов страны своего происхождения проживает около 100 млн разных категорий мигрантов (см. Лебедева, 1997 в).