Упражнение “Знакомство с собой”
34. Автор теории стресса канадский психолог Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, то есть к сопротивлению, борьбе или бегству. Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью.
Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы. Первая – реакция тревоги – это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д.
Вслед за первой наступает вторая фаза – сбалансированного расходования адаптационных резервов организма – стабилизация.
Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается, однако если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия – истощение.
Стресс является составной частью жизни каждого человека и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания – соматические или невротические.
Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального перенапряжения – неврозы.
Невроз возникает при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека. Когда создается конфликт между необходимостью разрешать жизненную ситуацию и невозможностью это сделать, поскольку неизвестно как, то в этих условиях может развиться невроз – такое функциональное состояние нервной системы, при котором резко возрастает чувствительность к сигналам от внешней и внутренней среды.
35.Стресс-менеджмент Любые приемы управления стрессом, основанные на подавлении эмоций, приводят к негативным последствиям в долгосрочной перспективе. Аффект (подавляемые эмоции) накапливается, как следствие, приходит ощущение беспокойства и напряжения. В итоге - негативные последствия для организма: головные боли, нарушения сна и аппетита, нарушения работы сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечнго тракта и др.
Главный принцип саморегуляции - необходимо быть в контакте со своими чувствами, уметь четко идентифицировать, что именно вы чувствуете в данный момент времени. При этом важно, чтобы описание было подробнее и конкретнее нежели «комфортно», «нормально», «некомфортно» и уж тем более состояния, действовать импульсивно и иметь разнообразные так называемые «психосоматические» проблемы.
В большинстве тренинговых программ акцент обычно делается на техниках релаксации, иначе говоря на работе с последствиями стрессов. Уметь сбрасывать нервно-мышечное напряжение - это, конечно, полезно. Однако, развитие стрессоустойчивости означает быть более толерантным к стрессам, быть более устойчивым. Стрессоустойчивость складывается из нескольких факторов: 1) личностные особенности, 2) отношение ко времени и планирование, 3) контакт со своими эмоциями и точное их понимание, 4) контакт со своим телом и навыки релаксации. Приличная программа повышения стрессоустойчивости охватывает большинство (или все) из перечисленных факторов.
Чтобы повысить свою стрессоустойчивость необходимо сделать несколько шагов.
Первый шаг - определение того, предрасположены вы к стрессу («тип А») или нет и для этого есть ряд методик.
Второй шаг. В беседе с психологом вы можете определить с чем связана ваша предрасположенность к развитию стрессовых состояний. Причины могут быть самые разные, например: выраженная «конкурентная» мотивация, высокий уровень амбиций в сочетании с нечеткой постановкой целей, склонность в условиях дефицита времени браться за несколько дел одновременно, тенденция недооценивать имеющиеся резервы времени и переоценивать собственные силы, привычка подавлять эмоции и др.
Третий шаг- разработка плана действий (коррекционной программы), следуя которой вы сможете повысить стрессоустойчивость.
Четвертый шаг - реализация программы. В коррекционной программе может быть несколько направлений работы, например:
- осознание и коррекция личностных особенностей предрасполагающих к стрессам в формате индивидуального психологического консультирования.
- развитие контакта с собственными чувствами и восприимчивости к телесным проявлениям эмоций, иначе говоря развитие способности быть «здесь-и-сейчас». Эта задача реализуема в тренинге «Эмоциональный интеллект», либо в психологическом консультировании, направленном на развитие самопонимания.
- развитие точности восприятия времени и навыков управления целями. Это возможно в специализированном тренинге.