Предметная отнесенность
Психика
Душа- нематеральное начало жизни, противоположное телу; бесплотное существо, остающиеся после смерти человека; (в старой психилогии) совокупность психический явлений, переживаний, основа психической жизни человека.
Сознание это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
Бессознательное— понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Разработка представлений о Б. в психологии была начата З. Фрейдом,который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами,которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. В дальнейшем различные проявления Б. изучались как в прикладной клинической психологии,так и в экспериментальной психологии.(Д. А. Леонтьев.)
Анимизм(от лат. anima - душа) - 1) вера в то, что все объекты природы - живые и неживые - обладают душой или другой формой духовной сущности, которая выходит за пределы физических форм;
2) вера в то, что душа или дух существует отдельно от материи и имеет определенные характеристики. Термин А. используется в антропологии как произвлдное анимализма (представлений об одушевленности всех предметов и явлений мира, окружающего человека). А.лежит в основе современных религиозных верований.
Монизм(от греч. monos - один) - философская позиция, признающая основой всего существующего единую основу (субстанцую). М. в психологии означает, что человек составляет единую и в основе своей однообразную сущность в отличие от дуализма. М. пытается приравнять разум (либо психические функции) к деятельности мозга и нервной системы, таким образом тела и душа превращаются в "единое".
Дуализм(от лат.dualis - двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправными, независимыми двух начал - духа и материи, идеального и материального, которые составляют основу мира и человеческого бытия. Д. ведет начало от взглядов Платона. Д. в психологии заключается в признании изолированности психических и телесных процессов друг от друга. Имеются две классические формы Д.: интерактивная (психическое и телесное отделены друг от друга, но взаимодействуют (Декарт)) и параллельная (психическое и телесное рассматриваются как различные проявления сложного организма, идущие отдельными, но параллельными путями (Титченер)). Д. связан с психофизической проблемой.
Параллелизм -философская позиция, в соответствии с которой душа (психическое) и тело (физиологическое) рассматриваются как два различных независимых, но находящихся в соотношении элемента, действующих параллельно.
Материализм(от лат. materialis - вещественный) - направление в философии, исходящие из того, что мир материален, существует объективно, независимо от сознания людей, которое является вторичным, производным от материи внешнего мира. При этом все психическое понимается как свойство материи (высокоорганизованной). М. представляет собой философский антипод идеализму.
Идеализм ( фр. idealisme, от греч. idea - идея) - направлении в философии, утверждающее психическое, духовное первоосновой всего сущего, тем, что формирует весь человеческий опыт и знания. Бессмыслено говорить о существовании вещей независимо от их восприятия наблюдетелем. Материя и природа вторичны.
Психофизическая проблема -классическая проблема философии и психологии о соотношении между субъективными (психичскими) и объективными (физическими) явлениями бытия. Возникла в античной философии. Применительно к человеку психофизическая проблема формулируется и рассматривается как проблема психофизиологическая, т.е. вопрос ставится о том, как связаны между собой психические и физиологические процессы.
Психофизиологическая проблема— философский и психологический вопрос об отношении психики — (или психических явлений) к телу (физиологическим явлениям); часть психофизической проблемы в философии. Предлагалось несколько точек зрения. Одна из них — теория, согласно которой психика и тело существуют разобщенно, раздельно (и так же должны изучаться), называется дуализмом.В рамках дуализма разрабатывались 2 против. т. зр.: 1) интеракционизм,в соответствии с которым психика и тело непосредственно влияют друг на друга; 2) психофизический параллелизм,в котором утверждается, что психические и физиологические процессы протекают параллельно(соответственно друг другу), но при этом не взаимодействуют (и в принципе не способны взаимодействовать).
Дуалистическим концепциям противостоят монистические.Согласно концепции материалистического монизмареально существует только физическое тело. На эту концепцию опирается эпифеноменализм,представители которого утверждают, что психические процессы являются несущественными «побочными продуктами» высшей нервной деятельности (некоторых нейрофизиологических процессов) и никакого влияния не оказывают на мозг и поведение (правда, формально не отрицается, что психические процессы могут выполнять роль субъективной «замочной скважины», т. е. использоваться как источник информации для исследований того, что происходит в мозге). Напротив, согласно концепции идеалистического монизма,реальна психика, а телесная активность — это просто феномен психики.
Кроме того, существует теория двойного языка,согласно которой психические и телесные процессы (или науки о них) — это как бы 2 разных языка, посредством которых представляется один и тот же феномен. При этом она оставляет без ответа вопрос о природе самого феномена и того, кто же его описывает (представляет) с помощью двойного языка. (Б. М.)
Тропизм (от греч. Tropos-направление,поворот) - направленное движение растений, вызванные действием какого-либо биологически значимого раздражителя. Т. положительный- изгибы направлены в сторону раздражителя, и отрицательный-от источника раздражения. Простейшим видом врожденного поведения считают обычно тропизмы. Теория тропизмов применительно к животным была разработана Ж. Лёбом. Тропизм, по Лёбу, — это вынужденное автоматическое движение, обусловленное неодинаковостью физико-химических процессов в симметричных частях организма вследствие односторонности падающих на него воздействий.
Таксис(от греч.taxis-расположение по порядку)-простейшие адаптивные реакции естественных организмов (растений и низших животных) на те или иные раздражения. Например, движение по направлению к раздражителю(положительный Т.) или,наоборот, движение от раздражителя(отрицательный Т.). Регулирование Т. осуществляется на генетической основе, обычно термин используется по отношению к животным.
Инстинкт(лат. Instinctus- побуждение) - генетически закрепленные формы поведения и психического отражения, общие для всех представителей данного вида. Приспособительное значение И. заключается в обеспечении выполнения наиболее важных для существования особи и всего вида жизненных функций: пищевых, защитных, воспроизводительных, миграционных и т. п.
Навык-действие или система действии,осуществляемых сравнительно автоматически в специфических ситуациях и выработанных на основе практики упражнений-многократного повторения. Постепенно уменьшается контроль сознания и время выполнения действия. Навыки бывают двигательные,когнитивные, мнемические, перцептивные, речевые и др. Выработанные Н. Могут утрачиваться при длительном отсутствии упражнений .
Научение - приобретение нового индивидуального опыта в процессе специальной практике.
Интеллект (от лат.intellectus — понимание, познание) — 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способность; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме» (см. Инсайт).Понятие И. как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Раздражимость- свойство живых организмов (растений и животных) реагировать в той или иной форме на воздействия внешней и внутренней среды. Р. Является простейшей формой физиологического отражения. Проявляется в биохимических изменениях и физических движениях организма.
Чувствительность - свойство живого организма воспринимать воздействия внешней и внутренней среды и реагировать на них, т.е. способность к ощущению.
Сенсорная психика -по определению А.Н. Леонтьева - стадия развития психики, на которой деятельность животных отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения.
Перцептивная психика-по А.Н. Леонтьеву, психика, которая характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей. Деятельность животного определяется на этой стадии тем, что выделяется содержание деятельности, направленное не на предмет воздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде.
Мышление – совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания/ активная сторона познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций/ психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явления окружающего мира
Онтогенез (от греч.ontos- сущее+genesis-рождение,происхождение) — развитие индивидуального организма от зарождения до конца жизни,рассматривается в единстве и взаимообусловленности с филогенезом. Термин ввел в 1866г. Нем. Биолог Э.Геккель.
Филогенез (от греч.phylon- племя,род+genesis-возникновение)- формирование той или иной систематический группы органического мира(таксона) в процессе её биологической эволюции. Можно также говорить о Ф.каких-либо органов. В психологии внимание уделяется внимание Ф.психики- её возникновению и развитию в ходе биологической эволюции и истории человечества.
Признак проекции
Предметная отнесенность
Субъектность