Семинар-коллоквиум. Тема 12. Фундаментальные методологические проблемы психологии

Цель: Определить основные методологические проблемы, существующие в современной психологии, раскрыть их суть и стратегии решения.

Вопросы для обсуждения:

1. Исторический смысл психологического кризиса.

2. Психофизическая и психофизиологическая проблемы.

3. Проблема объективного метода в психологии: исторический аспект и современные подходы.

4. Проблема единиц анализа психики: методологические требования и варианты ее решения.

5. Проблема критериев нормы в психологии.

6. Проблема биологического и социального в человеке.

Вопросы к коллоквиуму:

1. Три вершинные точки развития и становления психологической науки XIX века.

2. Смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов.

3. Сущность кризиса методологических основ психологии. Первый период кризиса. Период открытого кризиса.

4. Последствия кризиса методологических основ психологии, его исторический смысл. Что выявил кризис? Каковы пути выхода психологии из кризиса?

Темы рефератов:

1. Натуралистическая методология XVIII века – основа психологии XIX века.

2. Методологическое значение работ А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина для разрешения психофизиологической проблемы.

3. Контуры психогностической проблемы. Особенности субъективного и объективного в психогностической проблеме.

4. Единицы анализа психики в классической и неклассической психологии.

5. Проблема объективного метода в классической и неклассической науке.

6. Критерии нормальности в бихевиоризме, психодинамическом направлении и гуманистической психологии.

Литература:

1. *Аллахвердов, В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания / В.М. Аллахвердов. – СПб.: Речь, 2003. – 368 с.

2. *Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.

3. *Василюк, Ф.Е. Методологический анализ в психологии / Ф.Е. Василюк. – М.: МГППУ; Смысл, 2003. – 240 с.

4. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Л.С. Выготский Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 1. – С. 291-436.

5. *Гордеева, Н.Д. Функциональная структура действия / Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко. – М.: МГУ, 1982. – 208 с.

6. *Дьяков, Д.Г. Методология, теория и методы психологических исследований. Учебно-методическое пособие. – Режим доступа: http://psy.bspu.unibel.by/psy_pozn/docs/3-2.htm. – Дата доступа: 25.08.2013.

7. *Зинченко, В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К истокам органической психологии / В.П. Зинченко. – М.: Новая школа, 1997. – 335 с.

8. *Зинченко, В.П. Проблема объективно метода в психологии / В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. – 1977. – № 7. – С. 109-125.

9. Карандашев, В.Н. Методологические основы психологии: пособие к учебному курсу / В.Н. Карандашев. – 2-е изд. – Екатеринбург: Уральский институт практической психологии, 2005. – 185 с.

10. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

11. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

12. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии: Учеб. пособие / Д.В. Лубовский. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – 224 с.

13. *Мазилов, В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века / В.А. Мазилов // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 1. – С. 23-34.

14. *Мазилов, В.А. Методология психологической науки: проблемы и перспективы / В.А. Мазилов // Психология: Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – Т. 4, № 2. – С. 3-21.

15. Мазилов, В.А. Методология психологической науки: Учеб. пособие / В.А. Мазилов. – Ярославль: МАПН, 2003. – 198 с.

16. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528 с.

17. Хомская, Е.Д. О методологических проблемах современной психологии. // Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – С. 112-125.

18. *Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер, 2013. – 607 с.

Образовательные технологии: дискуссия, коллоквиум.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), доклад, реферат, участие в коллоквиуме, тестирование (письменное или компьютерное).

Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины

Изучение курса «Методологические основы психологии» предусматривает различные формы учебно-познавательной деятельности студентов, как в часы аудиторных занятий, так и в часы самостоятельной работы.

Самостоятельная работа играет ведущую роль в формировании личности будущего профессионала и является необходимым условием развития его потенциальных возможностей. Она должна обеспечивать не только усвоение, контроль и самоконтроль определенных знаний, но и помогать формированию навыков самостоятельного их приобретения.

Система оценочных средств представляет собой фонд контрольных заданий, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения качества сформированных компетенций как динамического набора знаний, навыков, умений, так и личностных, профессионально-важных качеств.

Используются как формы текущего, так и промежуточного контроля. К формам текущего контроля относятся контрольная работа, реферат, эссе, тестирование. Промежуточный контроль проводится в форме экзамена.

Формы текущего контроля

1. Контрольная работа.

Наши рекомендации