Классификации конфликтов. динамика конфликта
Классификация конфликтов - Это научный метод, заключающий в разъединении всего множества объектов и последующих их объединение в группе на основе какого-либо признака. Признак, наличие, отсутствие или степень выраженности, который выступает критерием отнесения объекта к той или иной группе называется основанием классификации.
Все конфликты делятся на:
1. С участием человека
2. Зооконфликты: внутрипсихические и зоосоциальные конфликты, происходящие в группе животных
1. По сферам проявления конфликты делят на:
• Производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия;
• Идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах;
• политические,
• межнациональные,
• организационные (социально трудовые),
• экологические,
• демографические,
• эмоциональные (пример, столкновение в очереди, в транспорте, когда есть одна заведенная личность),
• финансовые,
• торговые,
• Социально-психологические;
• Семейно-бытовые.
2. По масштабам, длительности и напряженности конфликты делят на:
• Общие и локальные;
• Быстротекущие и кратковременные;
• Длительные и затяжные;
• Слабовыраженные и вялотекущие.
3. По субъектам конфликтного взаимодействия:
• Внутриличностные (мотивы личности);
• Межличностные (между двумя людьми);
• Межличностно-групповые (с одной стороны – личность, с другой – группа);
• Межгрупповые (две социальные группы).
4. По предмету конфликта различают:
• Реальные (предметные);
• Нереальные (беспредметные).
5. По источникам и причинам возникновения конфликты делят:
• Объективные (объектом столкновения выступают конкретные материальные или духовные ценности, например: плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности);
• Субъективные (субъектом конфликтов выступают работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях);
• Организационные, т.е. происходящие в пределах определенной социальной системы;
• Социально-трудовые;
• Деловые;
• Личностные.
6. По коммуникативной направленности конфликты делятся:
• Горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся в подчинении друг с другом;
• Вертикальные, участники, которых связаны с подчинением.
7. По социальным последствиям конфликты бывают:
• Позитивные, когда разрешения конфликта способствует развитию организации;
• Негативные, ведущие к ухудшению деятельности организации;
• Конструктивные, способствующие совершенствованию деятельности организации;
• Деструктивные, ведущие к ухудшению деятельности организации;
• Созидательные, способствующие процветанию организации.
8. По формам и степени столкновения конфликты делят:
• Открытые (спор, ссора);
• Скрытые (действия исподтишка);
• Стихийные, т.е. спонтанно возникающие;
• Заранее спланированные.
9. По способам и масштабам урегулирования конфликтов делят;
• Антагонистические, сопровождающиеся неуступчивостью и непримиримостью спором;
• Компромиссные, допускающие взаимосближение взглядов, интересов, целей.
Динамика конфликта.
Как любое социальное явление конфликт может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.
Начало конфликта может быть зафиксирована в виде первых актов противодействия сторон.
Окончание конфликта – это прекращение действий, направленных друг против друга.
В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы:
1. Латентный период (предконфликт) включает:
1.1. Возникновение объективной проблемной ситуации, т.е. в возникновении противоречия между субъектом (их целями, мотивами, действиями)
1.2. осознание объективной проблемной ситуации, т.е. восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия
1.3. Попытка сторон разрушить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснениями, просьбами)
1.4. Возникновение предконфликтной ситуации
1.5. Открытый период, включающий инцидент (первое столкновение сторон), эскалацию (лестница во времени конфликта), сбалансированное противодействие, завершение конфликта.
2. Послеконфликтный период включает:
2.1. Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции. Этап характеризуется переживаниями, осмыслением свой позиции.
2.2. Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.
Рассмотрение конфликта на периоды и этапы позволяет рассматривать его как явление со сложной динамикой.