Методологические предпосылки и выводы психологической теории поля К. Левина
Уровень методологического знания | Предпосылки | Выводы |
Философско-ми-ровоззренческий уровень | Феноменология Э. Гуссерля | Значение частного случая для теоретического обобщения как гносеологическая проблема |
Общенаучный уровень | Физическая теория поля как язык описания психических явлений | Возможность переноса понятийных систем из одной науки в другую в качестве языка описания |
Конкретно-научный уровень | Исследовательская программа гештальт-психологии | Три конкретно-научные методологические программы (Леонтьев, 2001) |
Уровень процедуры и техники исследования | Эксперименты в гештальт-психологии | Метод экспериментальной пробы в исследовании свойств личности, метод группового тренинга |
Как видно из таблицы, одной из главных философско-методологических основ для К. Левина стала феноменология Э. Гуссерля. В работах самого К. Левина ставятся значительные философские проблемы: законосообразность психического, диалектика
единичного, особенного и общего. К. Левин ставит эту проблему в связи с обсуждением принципиальной возможности изучать законы науки на единичных случаях. В качестве общенаучной методологии для К. Левина выступила физическая теория поля и математическая топология, из которой К. Левин перенес в психологию язык описания психических явлений. В советской литературе прошлых лет иногда встречалось поверхностное и несправедливое обвинение К. Левина в физическом редукционизме (к этому понятию мы еще вернемся в следующей главе). Необходимо подчеркнуть, что термины физической теории поля и математической топологии для Левина просто язык описания, а не модель для объяснения психического.
Общенаучно - методологическое значение теории К. Левина в том, что он одним из первых среди психологов осуществил перенос общенаучной методологии из другой науки в психологию. Впервые К. Левин заменил понятие притягательности объекта понятием валентности (1933) (Леонтьев, 2001), т. е. задолго до того, как перенос общенаучно-методологических схем из одной науки в другую стал распространенным явлением.
Конкретно-научная методология К. Левина представляет три преемственные между собой, но существенно различающиеся исследовательские программы (Леонтьев, 2001):
1. «Галилеевская психология» (1917—1931). Основные идеи этой программы — законосообразность психики, возможность изучать законы психики на материале единичного случая, сдвиг акцента с природы объекта на анализ его взаимосвязей с другими объектами. Галилей одним из первых стал утверждать, что любой объект проявляет свои свойства во взаимодействии с другими объектами, отсюда и название данной методологической программы. Несмотря на неклассичность этой программы, Левин в то время рассматривал психологию как естественную науку, близкую к биологии, а идеалом научности для него была физика.
2. «Психологическое поле» (1931 — 1940) является программой изучения субъективной ситуации индивида. Для ее описания и понадобился язык теории поля и математической топологии. Была намечена методология изучения личности (см. антиномию «полевое — волевое поведение»). Данная исследовательская программа является еще более неклассической, а физика перестает для К. Левина быть идеалом научности
3. Построение общего методологического подхода, универсально применимого в различных отраслях психологии (1935—1947). На этом этапе, по словам Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой, изменяется задача: «...она состоит теперь не в построении всеохватывающей психологической теории... а в выработке конкретно-методологических принципов, которые могут использоваться в разных проблемных областях психологии» (Леонтьев, 2001. С. 14). К. Левин создает конструктивный метод — способ представления индивидуального случая с помощью ограниченного набора элементов, в число которых входит субъективное видение ситуации ее участниками. Работы К. Левина конца 30—40-х гг. показывают применимость конструктивного метода в возрастной психологии, психологии групп, психологи управления.
Все три исследовательские программы имеют общие черты, а именно: признание значимости отдельного случая и внимание к субъективным характеристикам ситуации.
Уровень процедур и техник исследования также разрабатывался К. Левиным и его учениками, начиная с Б. В. Зейгарник, А. Карстен, Т. Дембо, Ф. Хоппе и др. -До сих пор психологи широко используют методики, созданные под руководством 1С Левина. В первые пятнадцать лет своей работы К. Левин развивает идею новой исследовательской процедуры — индивидуального мини-эксперимента, направленного на изучение действий, аффектов, динамики мотивов. До К. Левина в психологии не было подобных исследовательских техник.
В рамках третьей методологической программы К. Левин создает новый вид эксперимента, отличающийся активной позицией экспериментатора и отсутствием ролевой позиции испытуемого. Д. А. Леонтьев и Е. Ю. Патяева отмечают, что от классического эксперимента здесь осталась только «наивность» (неосведомленность о реальных целях исследования) испытуемого. Исследовательские методы, созданные К. Левиным в последние годы жизни, еще дальше уходят от классического идеала научности — экспериментальной ситуацией становится постоянно действующий семинар психологов, на котором обсуждается то, что и составляет предмет изучения — взаимоотношения в группе при различных стилях руководства. В целом можно сказать, что на протяжении всех тридцати лет своей научной работы К. Левин последовательно создавал неклассическую методологию психологической науки.
В табл. 3.4 представлены методологические предпосылки и выводы теории интеллекта Ж. Пиаже.
Таблица 3.4
Методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта Ж. Пиаже
Уровень методологического знания | Предпосылки | Выводы |
Философско- мировоззренческий уровень | Идеи А. Бергсона, развитие философской эпистемологии в нач. XX в. | Значение генетической эпистемологии для общей теории познания |
Общенаучный уровень | Структурализм, логика Б. Рассела и А. Уайтхеда | Возможности структурной методологии в изучении интеллекта |
Уровень методологического знания | Предпосылки | Выводы |
Конкретно-научный уровень | Исследования интеллекта А. Бине и Т. Симона, Л. Термена и др. | Стадиальная теория интеллекта как исследовательская программа |
Уровень процедуры и техники исследования | Тесты интеллекта Бине и Симона, Стэнфорд — Бине. | Метод экспериментальных проб и экспериментальной беседы |
Философско-методологической предпосылкой генетической эпистемологии Ж. Пиаже стала общефилософская эпистемология, где в первые десятилетия XX в. наметился переход от изучения познания как состояния к изучению познания как процесса. Проведенный Пиаже анализ философско-эпистемологических концепций показал, что без ответа на вопрос о том, как развивается познание в онтогенезе, невозможна полноценная философская теория познания.
В качестве общенаучной методологии, как уже было сказано, Пиаже взял за основу структурализм. Работы Пиаже показали большие возможности структурной методологии в исследовании интеллекта. Математическая логика была взята Пиаже как язык описания группировок интеллектуальных операций. Нередко теорию Пиаже обвиняют в логическом редукционизме. Правомерность таких обвинений будет обсуждена в следующей главе.
На уровне конкретно-научной методологии Пиаже предшествовали теории интеллекта, в которых был последовательно реализован классический идеал научности. Это очевидно по традиционным представлениям о генетической обусловленности и врожденности интеллекта, созданным еще Ф. Гальтоном, а также представлениям о развитии интеллекта как непрерывном процессе изменений количественного характера. Конкретно-методологическое значение теории Пиаже в том, что интеллект представлен в ней как развивающаяся функция В чем состоит, по М.К. Мамардашвили, допущение Абсолютного наблюдателя?
В изучении интеллекта Пиаже делает акцент на качественных характеристиках. К ним относятся структурные особенности интеллекта на разных стадиях развития, последовательность появления у ребенка представлений о времени, пространстве и т. д.
Ж. Пиаже внес огромный вклад в разработку уровня процедуры и техники исследования. Как известно, им были разработаны методики экспериментальной пробы и экспериментальной беседы, направленные на выявление качественных характеристикинтеллекта на разных стадиях развития. Завершая рассказ о методологических аспектах теории Пиаже, отметим, что К. Роджерс, противопоставляя гуманистический подход в человекознании естественно - научному, называл Ж. Пиаже одним из создателей гуманистического подхода. Естественно - научный подход в изображении Роджерса примерно соответствует классическому идеалу научности, гуманистический подход имеет некоторые значимые признаки неклассического.
Обобщая рассказ о великих психологах XX в. как методологах науки, подчеркнем, что все они (каждый по-своему, в своей области психологии) создавали неклассическую методологию науки. На всех уровнях научного знания они создавали идеалы научности, разрабатывали исследовательские программы и методы, но все, что было ими создано, так или иначе, соответствует идеалам неклассической науки.
Глава 4
Теория и исследование
В психологии
Основания теоретического знания по В. С. Степину: научная картина мира, идеалы и нормы научного познания, философские основания науки. Основания классической, неклассической и постнеклассической науки вообще и психологии в том числе. Научная теория как высшая форма теоретического знания и ее структура. Виды теорий. Другие виды теоретического знания. Мощность теории. Теории ad hoc. Эмпирическое и теоретическое обобщение. Объяснение, редукция и редукционизм в психологии. Психологическое исследование: виды, этапы. Планы исследований — доэкспериментальные, квазиэкспериментальные, экспериментальные. Достоверность выводов.