Тема 2. Структурно–функциональная организация нервно–психической деятельности
Органические предпосылки развития личности как системного явления. Особенности психического отражения как системное явление.
Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы, его функции и разновидности. Структурный и функциональный подход при классификации нейронов как единиц нервной системы.
Функциональная морфология нервной системы. Механизмы и структуры, обеспечивающие интегративную деятельность нервной системы. Понятия нервный центр. Принцип доминанты. Принцип общего конечного пути. Системный подход и концепция «физиология активности». Принцип единства психического и физиологического. Системные психофизиологические концепции. Теория функциональной системы. Системная концепция А.Р. Лурия.
Тема 3. Системный подход и основные направления психологии
Школы и направления отечественной и зарубежной психологии, которые использовали отдельные системные идеи и принципы. Системный подход и структурализм. Системный подход и функционализм. Системный подход и бихевиоризм. Системный подход и гештальт-психология. Системный подход и психоанализ. Системный подход и гуманистическая психология. Системный подход и когнитивная психология.
Системные теории психологии: теории сознания, деятельности и личности. Концепция человекознания Б.Г. Ананьева. Системный подход в психологии Б.Ф. Ломова. Системное описание психики В.А. Ганзена. Системный историко-эволюционный подход А.Г. Асмолова
Тема 4. Системные методы и объекты психологии
Область применения системного подхода. Специфика психологических объектов. Область применения системного подхода. Требования системного подхода. Системные методы в психологии. Системный анализ. Алгоритм проведения системного анализа. Системная классификация. Системное описание. Особенности моделирования психологических объектов. Модели личности и интеллекта
Тема 5. Системный подход в прикладной психологии
Области применения системных методов в психологии. Синергетика как источник системных идей в психологии. Кибернетика как источник системных идей в психологии. Применение системных математических методов в психологии: теория графов, кластерный, факторный и регрессионный анализы.
Заключение: обзор изученного материала, перспектива развития учебной дисциплины, пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний, рекомендации по подготовке к зачету.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
ПО СЕМЕСТРАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
(очная форма обучения – 5 лет)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Распределение часов | Сам. работа | |
лекции | семинары | ||||
5 семестр -40 часов | |||||
1. | Основные понятия системного подхода. История системного подхода. | ||||
2. | Структурно–функциональная организация нервно–психической деятельности | ||||
3. | Системный подход и основные направления психологии | ||||
4. | Системный методы и объекта психологии | ||||
5. | Системный подход в прикладной психологии | ||||
Зачет | |||||
ИТОГО: | |||||
(очно-заочная форма обучения – 6 лет) | |||||
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Распределение часов | Сам. работа | |
лекции | семинары | ||||
3 семестр -40 часов | |||||
1. | Основные понятия системного подхода. История системного подхода. | ||||
2. | Структурно–функциональная организация нервно–психической деятельности | ||||
3. | Системный подход и основные направления психологии | ||||
4. | Системный методы и объекта психологии | ||||
5. | Системный подход в прикладной психологии | ||||
Зачет | |||||
ИТОГО: |
(заочная форма обучения – 6 лет)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Распределение часов | Сам. работа | |
лекции | семинары | ||||
2 семестр -40 часов | |||||
1. | Основные понятия системного подхода. История системного подхода. | Основные понятия системного подхода. История системного подхода. | 0,5 | 6,5 | |
2. | Структурно–функциональная организация нервно–психической деятельности | Структурно–функциональная организация нервно–психической деятельности | 0,5 | 5,5 | |
3. | Системный подход и основные направления психологии | Системный подход и основные направления психологии | |||
4. | Системный методы и объекта психологии | Системный методы и объекта психологии | 0,5 | 6,5 | |
5. | Системный подход в прикладной психологии | Системный подход в прикладной психологии | 0,5 | 6,5 | |
Зачет | |||||
ИТОГО: |
IV. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ