Стадии развития личности по э. эриксону
Младенчество (орально-сенсорная стадия) 0-1 г.
· Радиус значимых отношений – мать
· Психосоциальный кризис – базисное доверие – недоверие к миру
· Положительное новообразование – надежда – вера в разумность и надёжность мира
· Деструктивное образование – уход
· Ритуализация – обожествляющая
Раннее детство (мышечно-анальная) 1-3 г.
· Радиус значимых отношений – родители
· Психосоциальный кризис – автономия – стыд и сомнение
· Позитивное новообразование – воля
· Негативное ноовобразование – навязчиовсть
· Ритуализация – закон и порядок (рассудительная)
Возраст игры (локомторно-генитальная) 3-6 лет
· Радиус значимых отношений – семья
· Психосоциальный кризис – инициатива – вина
· Положительное новообразование – целеустремлённость
· Негативное новообразование – навязчивость
· Ритуализация – драматическая
Школьный возраст (латентная) 6-12 лет
· Радиус значимых отношений – школа, соседи
· Психосоциальный кризис – трудолюбие – неполноценность
· Позитивное новообразование – компетентность, умение
· Деструктивное новообразование – инертность
· Ритуализация – формальная (технологическая)
Подростковый возраст (пубертатная) 12-19 лет
· Радиус значимых отношений – группы сверстников
· Психосоциальный кризис – Эго-идентичность – смешение идентичности
Периодизация личностного развития:
0 - 1 год - Нормальная линия: доверие к людям, к окружающему миру, взаимная любовь, связь ребенок - родитель, удовлетворение потребности в общении с родителями
Аномальная линия: недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди
1-3 года - Нормальная лини: самостоятельность, уверенность в себе
Аномальная линия: сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда
3-5 лет - возраст игры, социальное качество- целеустремленность Нормальная линия: инициативность, активность, живое воображение, подражание взрослому, признаки полоролевого поведения. Аномальная линия: чувство вины, пассивность, отсутствие инициативы, отсутствие признаков полоролевого поведения
5-11 лет среднее детство, социальное качество- компетентность, стремление к достижению
Нормальная линия: трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков
Аномальная линия: чувство собственной неполноценности, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования, слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность
11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность, социальное качество- верность
Нормальная линия: эгоидентичность (собственная уникальность), жизненное самоопределение поиск себя, формирование мировоззрения, половая поляризация в формах поведения. Аномальная линия: диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет), путаница ролей, смещение временных перспектив, смешение форм полоролевого поведения
20-40 (45) лет ранняя взрослость, социальное качество - любовь Нормальная линия: интимность, стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей. Аномальная линия: изоляция, избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)
40 (45) - 60 лет средняя взрослость, социальное качество - забота Нормальная линия: творчество (особенно в труде), продуктивная и творческая работа над собой и другими. Аномальная линия: застой (особенно в труде), эгоизм, эгоцентризм непродуктивность в работе, ранняя инвалидность
3. Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности.
Гуманистическая теория развития К. Роджерса. Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что:
• поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.
• люди способны определять свою судьбу, они ответственны за то, что они собой представляют.
• люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. Люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости. Основные понятия в теории К. Р. Роджерса:
•самоактуализация,
•«Я-концепция»,
•конгруэнтность\неконгруэнтность.
•принятие.
Основные тенденции развития личности:
•индивид обладает врожденной тенденцией к актуализации (основное стремление живого организма – сохранить и усилить себя);
•в соответствии со стремлением к актуализации поведение индивида представляет собой целенаправленную попытку удовлетворить потребность в актуализации в рамках той реальности, которую он переживает;
•индивид участвует в процессе оценивания своего опыта или поведения в соответствии с тенденцией к актуализации;
•опыт, способствующий усложнению и сохранению организма, субъективно оценивается положительно, а воспринимаемый как препятствие такому сохранению – оценивается как отрицательный;
•поведение индивида характеризуется приближением к положительно оцениваемым опытным данным и избеганием данных, получивших отрицательную оценку.
Гуманистическая теория А. Маслоу А. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. А. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Иерархия потребностей:
• Физиологические потребности
• Потребности безопасности и защиты
• Потребность принадлежности и любви
• Потребности самоуважения
• Потребности в самоактуализации
Самоактуализация как высший мотив доступен не всем, а лишь незначительной части людей.
Когнитивное направление. Структурно-генетитческая теория Ж. Пиаже. У Ж.Пиаже основой периодизации является характеристика интеллекта. Согласно Ж. Пиаже:
• интеллект представляет собой частную форму адаптации организма,
• взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом «формами» его освоения и понимания,
•по мере развития мышление постепенно претерпевает все более сложные системные и структурные изменения.
Задачей генетического исследования интеллекта является определение различных стадий, характеризующих этот постоянный поиск равновесия. В когнитивном развитии Ж. Пиаже было выделено четыре стадии:
• сенсомоторная (от 0 до 2 лет);
• интуитивная, или дооперациональная (от 2 до 7–8 лет);
• конкретных операций (от 7–8 лет до 11–12 лет);
• формальных операций (от 11–12 до 14–15 лет). Стадия формальных операций представляет собой последний этап в развитии интеллекта. В основе теории Ж. Пиаже лежит мысль о том, что в процессе развития ребенок действует активно, а не просто реагирует на воздействия внешней среды. Основной единицей исследования для Ж. Пиаже является схема, то есть, гибкая структура, которая в процессе роста ребенка может изменяться как количественно, так и качественно. Первоначально схемы имеют сенсомоторный характер, но позднее становятся когнитивными. Ж. Пиаже считал, что интеллект является конкретным примером биологической адаптации. Он постулировал, что все люди обладают двумя функциональными инвариантами – организацией и адаптацией. Адаптация заключает в себе два взаимно дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию, посредством которой индивид включает информацию в уже существующие структуры, и аккомодацию, посредством которой существующие структуры изменяются, чтобы отвечать требованиям изменяющейся внешней среды. Когнитивное развитие – это последовательное продвижение через четыре качественно различные стадии: сенсомоторную, дооперациональную, конкретных операций и формальных операций.
Теория морального развития Л. Кольберга. В своих исследованиях Колберг выделил 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.
Теория развития готовности К. Фишера.