Общение и его функции
Общение является одним из основных условий существова-ния человеческого общества и личности. Общение представля-ет собой процесс взаимодействия между людьми, который воз-никает с целью установления контактов при осуществлении со-вместной деятельности и поведения. Общаясь люди занимаются общественно полезной деятельностью, объединяются в общнос-ти, обучают и воспитывают подрастающее поколение. В про-цессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей. Общение – это сложная коммуни-кативная деятельность человека, субъектом и объектом кото-рой является личность, включенная в общественные отношения.
Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки. Таким образом, общение как социально-психологическое явление выполняет три основных функции: 1) коммуникативную, посредством которой устанавливаются кон-такты между субъектами, 2) перцептивную, обеспечивающую восприятие и осмысление полученной информации, 3) интерак-тивную – направленную на осуществление взаимодействия меж-ду субъектами при выполнении совместной деятельности.
Общение как сложное многостороннее явление может рас-сматриваться, с психологической точки зрения, как процесс по-лисубъектного взаимодействия с целью установления контак-тов, обмена информацией и осуществления взаимного влияния субъектов при выполнении деятельности и поведения в едином
социокультурном пространстве. Как и всякое сложное явление обще-ние имеет свои мотивы, средства, способы и виды.
Мотивы общения могут быть личные и социальные. Лич-ные мотивы связаны с субъективными психологическими состо-яниями людей, с их поведением и деятельностью, а также с теми событиями и явлениями, которые имеют место в их жизни. Со-циальные мотивы обусловлены статусом личности в обществе, ее социальными функциями, предписывающими устанавливать контакты и взаимодействовать с людьми определенной катего-рии в соответствии с должностными обязанностями.
Средства общения бывают вербальные и невербальные. Ос-новным средством общения является язык, который представ-ляет собой, как уже указывалось, систему словесных знаков, ко-торыми люди обозначают предметы и явления окружающего мира и свои собственные состояния. Невербальные средства об-щения являются вспомогательными и используются как до-полнительные к языковым средствам. Это мимика, пантоми-мика, жесты, прикосновения и т.д.
Способы общения могут быть непосредственными и опосред-ствованными. Непосредственное общение осуществляется при по-мощи различного рода движений головой, туловищем, конечнос-тями, речевых органов и предполагает непосредственное воспри-ятие идущей от субъекта информации. Опосредствованное обще-ние предполагает применение специальных средств для установ-ления контакта и обмена информацией посредством знаков, сим-волов, радио, телевидения, светофоров и т.д.
Виды общения бывают: материальные, символические, ре-чевые и ролевые. Материальное общение является самым древ-ним способом обмена информацией, которая может быть сооб-щена как при помощи естественных природных объектов, так и предметов, созданных человеком.
Естественные объекты и живые существа несут определен-ную информацию в связи с их способом существования и свой-ствами им присущими. Так, камни - твердые, вода - жидкая, рыбы живут в воде, птицы летают в воздухе, белки живут на деревь-ях, мыши - на земле в норках и т.д. Эта информация имеет срав-нительно ограниченный характер. Более обширную информа-цию люди получают создавая и используя предметы, предназ-
наченные для удовлетворения нужд человека и для осуществления различных видов деятельности.
Предметнее общение было характерно для народов, не имев-ших письменности. Так, в 5 веке до н.э. персидский царь Дарий решил покорить скифов Причерноморья. С большим войском он вторгся на территории скифов, думая разбить их в сражении и победоносно окончить войну. Но скифы избегали больших сра-жений, а предпочитали внезапно нападать на отдельные отряды персов. Убедившись в невозможности покорить скифов Дарий решил получить с них дань и возвратиться в Перию. Отправив послов к скифам за данью он стал ждать известий от них. Вско-ре послы прибыли и вручили Дарию вместо дани пучок стрел, птицу и мышь в клетке. Дарий открыл клетку, птица улетела, мышь убежала и спряталась в норку. Он спросил у мудрецов, что хотели передать ему скифы, прислав эти вещи? Один из муд-рецов ответил: “Если ты не улетишь к себе как птица и не спря-чешься как мышь, мы поразим тебя этими стрелами”.
Кроме материальных предметов люди стали использовать в процессе общения символы, обозначившие реальные предме-ты. В качестве символов использовались рисунки, схемы, услов-ные знаки, ритуальные принадлежности и т.д. Воспринимая сим-волы люди получали информацию о предметах и явлениях, с которыми они непосредственно не сталкивались, но в буду-щем могли иметь с ними дело.
Речевое общение дает возможность получать разносторон-нюю и обобщенную информацию о внешнем мире и о субъек-тивных состояниях индивида, о его мыслях, чувствах, желани-ях, мечтах и идеалах. Речевое общение осуществляется посред-ством слов. Оно может быть устным и письменным.
Устное речевое общение может осуществляться как при непосредственном контакте двух или нескольких индивидов, так и при помощи специальных аппаратов, воспроизводящих звуковую речь человека (радио, телефон, магнитофон, теле-видение и т.п.).
Письменное речевое общение основано на использовании гра-фических знаков и образов слов, которые являются продуктом трансформации звуковых и моторных образов слов. Благодаря письменной речи человек может получить безграничную во вре-
мени и в пространстве конкретную и отвлеченную информацию о внешнем мире и о внутренних состояниях человека.
Ролевое общение имеет место при выполнении людьми сво-их социальных функций. В официальных группах ролевое об-щение имеет должностной характер, в неофициальных - межлич-ностный. Субъект, являясь должностным лицом, обязан общать-ся как с вышестоящими руководителями, так и со своими под-чиненными. Причем, форма общения определена теми должнос-тными функциями, которые выполняет партнеры по общению. В неформальных группах ролевое общение имеет неофициаль-ный характер и его форма зависит от психических свойств об-щающихся и от межличностных отношений, которые существу-ют между ними.
Помимо этих видов общения существует особый вид – пе-дагогическое общение. Оно является одним из важнейших усло-вий организации и осуществления педагогического процесса. Пе-дагогическое общение представляет собой процесс полисубъек-тного взаимодействия педагога с учащимися с целью наиболее эффективной организации образовательного процесса, обеспе-чивающего непрерывное развитие личности в современном об-ществе. Поэтому проблема совершенствования педагогическо-го общения является чрезвычайно актуальной в наши дни. Ис-следование С.П. Ивановой показывает, что принцип полисубъ-ектного диалога является основным условием гуманизации об-разования, обеспечивающего формирование общечеловеческих свойств личности.
С.П. Ивановой описаны основные принципы полисубъек-тного взаимодействия в педагогическом общении. Во-первых, в полисубъектном диалоге должна иметь место открытость, т.е. желание обнаружить и предъявить участникам диалога свои намерения, желания и свое видение мира. Во-вторых, участники диалога должны уметь услышать партнера и вой-ти с ним в контакт. В-третьих, учитель должен, как участник диалога, проявить внимание, интерес, благодарность за воз-можность войти в контакт с миром партнера и расширить свой духовный и деловой опыт. В-четвертых, полисубъектный ди-алог возможен, если между участниками его будет найден общий язык, понятный как учителю, так и учащимся. В про-
тивном случае достижение коммуникативного эффекта будет про-блематичным. Только при этих условиях возможно полноценное педагогическое общение, обеспечивающее слияние в учебно-вос-питательном процессе обучающей и обучаемой стороны в едином социокультурном пространстве.