Q Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее
Хорошо, но постарайтесь обратить особое внимание на те методы, которыми были получены клинические и психологические данные о функциональной роли тех структур, которые составляют комиссурную систему мозга.
Самой известной клинической моделью для исследования межполушарного взаимодействия является «расщепленный мозг», когда полностью или частично перерезаются комиссуры мозга (например, мозолистое тело). Хотя координирующая роль мозолистого тела была известна давно, интерес к изучению его функций резко усилился под влиянием исследований пациентов с перерезанным мозолистым телом (каллозотомией). Разработанная американскими нейрохирургами с лечебной целью (для предотвращения генерализации эпилептических припадков) операция перерезки мозолистого тела открыла большие возможности для изучения изолированного функционирования каждого из полушарий в условиях нарушения межполушарного взаимодействия. Это позволило, с одной стороны, верифицировать и дополнить сложившиеся представления о функциях правого и левого полушарий мозга; с другой — оценить функциональное значение комиссуральнои системы мозга. Больные с каллозотомией стали самой первой клинической моделью в этих исследованиях. Впоследствии стали изучаться и больные с комиссу-ротомией, у которых, кроме мозолистого тела, перерезали переднюю, гиппокампальную комиссуры, межбугровое сращение или другие комиссуры, связывающие два полушария. Результаты психологических экспериментов и наблюдений показали, что разделение полушарий приводит к возникновению двух видов мозга «в одном черепе»: двух типов восприятия, двух независимых сфер сознания, двух видов мышления, двух систем понимания языка и т. д. При этом полушария могут «прекрасно уведомлять друг друга» или «обучать друг друга» (Газзанига, 1999, с. 132).
Данные этих исследований послужили основанием для выделения специфического синдрома «расщепленного мозга» (Sperry, 1966,1968,1973; Газзанига, 1999; Bogen, 1985). К его основным симптомам относятся: аномия; нарушение реципрокных асимметричных движений; дископия-дисграфия; левостороннее игнорирование; «зеркальные» ошибки в письме и рисунке.
Отечественные нейропсихологи исследовали больных с частичным рассечением мозолистого тела в результате удаления артериовенозных аневризм (Московичюте, Симерницкая, Смирнов, Филатов, 1982; Симерницкая, 1989). Было установлено, что мозолистое тело представляет собой сложное образование, различные отделы которого (передние, средние, задние) функционально неравнозначны и вносят специфический вклад в обеспечение межполушарного взаимодействия.
Существуют и врожденные аномалии мозолистого тела — его полная и частичная агенезия, аплазия и гипоплазия. Они могут возникать вследствие нарушения дифференциации нервной трубки в процессе эмбрионального онтогенеза мозолистого тела, на 2—5 месяце внутриутробного развития. Агенезия мозолистого тела — полное отсутствие основной комиссуральнои спайки головного мозга. При этом третий желудочек остается открытым, полностью отсутствуют столбы свода мозга, прозрачные перегородки и артерия мозолистого тела (Vergani, Ghidini, Strobeltetal., 1994). Компьютерная и магнитно-резонансная томографии выявляют после 18-й недели широкое стояние боковых желудочков, смещение третьего желудочка кпереди, расширение затылочных рогов боковых желудочков (более 11 мм), отсутствие изображения волокон мозолистого тела при фронтальном и сагиттальном сканировании (Vergani, Ghidini, StrobeltQt al., 1994; Gille, Jacquemin, Bachy et al., 1994; Kessler, Huber, Pawlik et al., 1991). При аплазии столбы свода и прозрачные перегородки обычно сохранены. Гипоплазия — отсутствие только задней спайки и укорочение мозолистого тела. Помимо перечисленных выше пороков развития комиссуральнои системы мозга, может наблюдаться также утолщение или истончение мозолистого тела. Такие клинические модели дают уникальную возможность для исследования межполушарных отношений и роли комиссуральнои системы.
Пороки развития мозолистого тела могут быть вызваны не только нарушениями эмбриогенеза, но и другими патологическими состояниями мозга (гидроцефалией, кровоизлиянием и др.), а также его непосредственными повреждениями.
Аномальность мозолистого тела или дефицит в его функционировании может играть существенную роль в возникновении отклонений развития, неврологических и психических расстройств: аутизма, шизофрении, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, дислексии и др. (Egaas, Courchesne, Saitoh, 1995; David, 1993; Орлова, Трубников, Савватеева и др., 2000; Hynd, Semrud-Clikemen, Lorys et al., 1991; Hynd, Hall, Novey, Eliopulos, 1995; Njiokiktjien, de Sonneville, Vaal, 1994; Markee, Brown, Moore, Theberge, 1996). Таким образом, при нейропсихологичес-ком исследовании таких больных также может проявляться ряд симптомов нарушений или особенностей межполушарного взаимодействия.
q Мы обсудили клинические модели для исследования нарушений межполушарного взаимодействия. А что можно сказать о конкретных методиках?
О, они очень интересны и необычны. Давайте сначала поговорим о методах, с помощью которых выявляются те нарушения, которые входят в синдром «расщепленного мозга».
Первое из них — аномия. Это невозможность дать речевое описание стимулов, информация о которых поступает в субдоминантное по речи (у большинства людей — правое) полушарие. Например, больному предъявляются для тактильного опознания предметы (см. главу 7). При повреждениях мозолистого тела, особенно его задних отделов, пациент легко называет предметы, которые он ощупывает правой рукой, и не в состоянии назвать предметы, ощупываемые левой. Отметим, что такие феномены могут проявляться не только в тактильной сфере, но и в зрительной. При нормальной работе мозга правая половина зрительного поля проецируется в левое полушарие, а левая — в правое полушарие. Если у больного рассечены мозолистое тело и хиазма, то правое полушарие будет получать информацию только от левого глаза, а левое полушарие — только от правого (Хомская, 1987; Газзанига, 1999). Когда в левый глаз предъявляется изображение предмета, то больной может левой рукой найти наощупь этот предмет среди других, но не может назвать его.