Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений
ПЛАН – КОНСПЕКТ
для проведения занятий по психологической подготовке сотрудников, недавно принятых на службу в аппарат ГУФСИН
«30» января 2006 года
Руководитель занятия __начальник психологической службы ГУФСИН майор внутренней службы Ермасов Е.В.
Тема: Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС
Цель: Ознакомить сотрудников, вновь назначенных в аппарат ГУФСИН с психологическими особенностями службы.
Время: _1 час
Метод: _Лекция
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1.Психологические требования к личности и деятельности персонала
2.Профессиограмма сотрудника УИС
3. Профессиональная деформация сотрудников УИС.
4.Используемая литература, наглядные пособия, приказы, указания Минюста России, ГУИН, УИН по Саратовской области:
Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений.
Общепризнанно, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. Поэтому в пенитенциарной психологии, как отечественной, так и зарубежной, уделяется существенное внимание обоснованию психологических требований, предъявляемых к сотрудникам данной системы. В числе профессионально значимых качеств отмечают: нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных (А.Д. Глоточкин, В.Ф, Пирожков, Е.А. Пономарева и др).
Особенности профессиональной деятельности:
-режим работы, сложность и напряженность;
-высокие эмоциональные, психологические и физические нагрузки;
-негативное влияние криминальной среды;
-характер служебной деятельности (военизированная организаций, субординация, исполнительская дисциплина, для ряда сотрудников – служба с оружием);
-высокая динамика процессов, оперативной обстановки, интенсивность;
-человеческий фактор (работа с людьми, широта коммуникации);
-необходимость постоянного самосовершенствования, обучения;
-большие объемы работы с документацией;
-ответственность за порученный участок работы (дисциплинарная, моральная, нравственная, а также административная и даже уголовная);
-при осложнении оперативной обстановки высокая вероятность риска профессионального вплоть до риска для жизни и другие факторы.
2.Профессиограмма сотрудника УИС – перечень индивидуально-психологических особенностей, свойств и качеств, соответствующих требованиям, предъявляемым к сотрудникам уголовно-исполнительной системы (в зависимости от особенностей профессиональной деятельности).
Эмоциональные особенности:
- эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость,
- уравновешенность,
- сдержанность,
- самоконтроль,
- умение преодолевать чувство страха, тревожности,
- устойчивость к психоэмоциональным нагрузкам.
Интеллектуальные качества:
- способность контролировать ситуацию и вырабатывать дальнейшую стратегию и тактику действий,
- способность к мобилизации,
- склонность к самоанализу,
- сообразительность,
-изобретательность, способность к нестандартному мышлению,
- быстрая обучаемость.
Коммуникативные качества:
- умение слушать,
- склонность к сотрудничеству,
- умение владеть собой,
- умение принимать противоположную
точку зрения,
- способность расположить к себе собеседника,
- умение разумно сочетать деловые и
личные контакты с окружающими
Моральные и нравственные качества:
- исполнительность,
- порядочность,
- честность,
- бескорыстность,
- вежливость,
- умение объективно и беспристрастно оценивать других,
- дисциплинированность,
- энергичность,
- чувство такта и дипломатичность,
- невозмутимость
Волевые качества:
- выдержка,
- мотивация достижения,
- умение брать на себя ответственность,
- терпеливость,
- стеничность реакций на сложности и опасности,
- решительность,
- смелость, готовность к действиям в экстремальных условиях,
-уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях,
- малая внушаемость, способность не поддаваться влияниям,
- независимость от настроения,
- высокая стрессоустойчивость
- самоорганизация,
- упорство в достижении поставленных целей,
- самообладание в конфликтных ситуациях,
- высокие моральные качества
Отношение к службе и характерологические особенности:
- интерес к службе,
- дисциплинированность,
- организованность, собранность,
- мотивация к профессиональному росту,
- чувство долга, требовательность к себе,
- принципиальность,
- исполнительность,
- предусмотрительность,
- аккуратность, опрятность внешнего вида
- скромность,
- самокритичность, самоконтроль,
- адекватная самооценка,
- оптимизм,
- выдержка
Особенности мышления:
- умение найти правильное решение в сложной обстановке, в штатных и нештатных ситуациях,
- способность быстро принимать решение при изменении положения,
- способность работать не по схеме, самостоятельно принимать решения,
- способность оценивать и анализировать складывающуюся обстановку,
- четкое, логическое мышление
Особенности восприятия:
- способность сохранять долгое время непрерывное внимание к работе,
- способность продолжительно равномерно наблюдать за несколькими предметами (осмотрительность),
- способность не ослаблять внимание под влиянием испуга или неожиданных впечатлений,
-способность быстро переключать внимание с одного объекта на другой,
-хорошо развитая профессиональная память
Внимание и наблюдательность:
- концентрация внимания,
- способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой,
- умение подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая на них внимания
Физическая подготовка:
- выносливость,
- быстрая реакция,
- работоспособность в условиях физических перегрузок,
- уверенное владение оружием и спецсредствами
Организаторские способности:
- умение планировать,
- умение принимать решение,
- обладание чувством справедливости,
- эффективное выполнение задач,
- способность переключаться с одного
вида деятельности на другой
В целом усредненный личностный профиль сотрудников пенитенциарных учреждений существенно не отличается от профилей личности работников других правоохранительных органов. Это опровергает достаточно распространенный стереотип общественного сознания, что в уголовно-исполнительной системе работают люди с садистскими наклонностями, высоким уровнем агрессивности, низким интеллектом и т.п. Подобный стереотип чаще всего формируется на основе отдельных ситуаций, связанных с нарушением законности и получившим общественный резонанс, а порой и целенаправленным искажением событий в средствах массовой информации.
В связи с общественным резонансом изучение причин нарушений законности стало объектом пристального внимания пенитенциарных психологов и педагогов (М.Г. Дебольский, 1979; А.В. Пищелко, В.И. Белослудцев, И.И. Соколов, 1998 и др.) В качестве причин противоправных действий сотрудников отмечают: несоответствие личностных качеств требованиям профессиональной деятельности; слабый профессионализм; эмоциональную несдержанность в ситуации провокации (оскорбление чести, достоинства и т.д.); влияние менталитета, выработанного в тоталитарном государстве; слабую материальную обеспеченность сотрудников; профессиональную деформацию персонала.