Мышление, язык, речь, коммуникация

Вопрос: А для чего нам надо знать о существовании 4-х ступеней сущности языка? Что это даст нам при изучении языка? Ответ:

Знание о том, что «язык – явление многоаспектное, дает нам свободу в размышлениях и четкое представление о том, какие разделы науки нам требуется знать» чтобы оказаться квалифицированным лингвистом,

А какие именно конкретные науки нам надо знать, чтобы считать себя основательно подготовленным специалистом » области языка?

Уровень мышления. Под мышлением понимается познавательная по функции психическая деятельность человека, в результате которой достигается новое знание. Руссое языковое мышление, например, входит в исходные причины и условия существования русского языка т.е. служит основанием современного русского языка. Проблемами мышления занимаются психология, психофизнология, зоология, биология, антропология, культурология, концепции современного естествознания, история (в том числе история человечества, история отечества), археология политология, история религий и т.д.

Иными словами, студенту–лингвисту для того» чтобы чувствовать себя профессионально подготовленным в области языковых оснований; следует иметь достаточно обширные представления в области перечисленных наук.

Уровень языка. Язык – это система языковых знаков и прави их использования. Данная система служит важнейшим средством человеческого общения, одним из важнейших способов выражения самосознания личности, одним из способов хранения информации и передачиеё от поколения к поколению.

Важно помнить, язык увидеть, услышать и потрогать нельзя, поскольку он скрывается под поверхностью речевых явлений.

При изучении этой стороны языка, т.е. самой его сущности, самой его основы, требуется знание следующих наук: языкознание (различные модели языка), логика, математика, статистика, информатика и т.д.

Почему при изучении языка необходимо знание логики? Мы уже говорили о том что сущность непосредственно наблюдать невозможно, о ней мы можем только предполагать. Поскольку свои предположения мы должны выстроить в логически правильном виде, потому нам и требуется знание простейших логических операций, знание логики.

Почему при изучении языка необходимо знание математики и информатики? Благодаря информатике мы получаем знание о построении разного рода алгоритмов, о тех или иных моделях искусственного интеллекта. В то же время мы знаем, что некая умопостигаемая сущность проявляет всегда себя в тех или иных статистически выраженных процессах. Вот почему лингвист не может обойтись без знания основ математики и статистики.

Уровень речи. Речь – это то, во что превращается язык, это то, в чём он материализуется. Речь – это та реальность, которая обладает материальными признаками, это то, предстаёт «в виде движущихся слоёв воздуха».

При изучении этой стороны языка студенту-филологу следует иметь представление о строении речевого аппарата, о звуковой стороне речи, о речевом и неречевом существовании языка, о языке мимики и жестов, о материально выраженном и материально не выраженном языке и его единицах.

Урошиь коммуникации. Коммуникация – это взаимодействие людей с помощью знаковых средств языка, но не любое такое взаимодействие. Это взаимодействие, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнёра.

Следует отличать общение (коммуникацию) от квази- и псевдообщения.

В случаях псевдообщения партнёр выступает не субъектом, а объектом использования знаковых средств языка, примером чего может служить гипноз.

Яркой иллюстрацией квазиобения является диалог далог пензенских старушек, записанный студентами в магазине «Дон»: «Ну, как дела»? – «Плохо» – «Ну, и слава богу!» Начинающая и заканчивающая диалог старушка настолько не слышит ту, о состоянии дел которой спрашивает, что допускает формулу ободрения «слава богу!». Это любопытно, но вторая старушка никакого несоответствия так и не заметила. Очевидно, что квазиобение в действительности имеет место значительно большее, нежели это замечают рядовые носители языка и лингвисты.

При изучении этой стороны языка студенту-филологу следует иметь представление о закономерностях и об особенностях общения людей друг с другом, о культурных стереотипах общения, об ограничениях усвоения воспринимаемой информации, Иными словами; ему нужны сведения из области психолингвитики, теории коммуникации, социолингвистики, теории мимики и жестов и т.д.

Язык и мышление.

<Язык – система словесного выражения мыслей. Но возникает вопрос, может ли человек мыслить не прибегая к помощи языка?> (http://www.langust.ru/review/lang_h02.shtml)

<Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление.> (http://www.langust.ru/review/lang_h02.shtml)

<Ещё древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее.> (http://www.langust.ru/review/lang_h02.shtml)

<Вильгельм Гумбольдт, великий немецкий лингвист, основоположник общего языкознания как науки, считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа – его дух, дух народа – это его язык.> (http://www.langust.ru/review/lang_h02.shtml)

<Другой немецкий лингвист Август Шлейхер считал, что мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма.>(http://www.langust.ru/review/lang_h02.shtml)

<Филолог Макс Мюллер высказывал эту мысль в крайней форме: «Как мы знаем, что небо существует и что оно голубое? Знали бы мы небо, если бы не было для него названия?… Язык и мышление два названия одной и той же вещи».> (http://www.langust.ru/review/lang_h02.shtml)

<Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, в поддержку тесного единства языка и мышления приводил образное сравнение: «язык – лист бумаги, мысль – его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путём абстракции».> (http://www.langust.ru/review/lang_h02.shtml)

<И, наконец, американский лингвист Леонард Блумфилд утверждал, что мышление – это говорение с самим собой.> (http://www.langust.ru/review/lang_h02.shtml)

<Однако многие ученые придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Норберт Винер, Альберт Эйнштейн, Фрэнсис Гальтон и другие ученые признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.> (http://www.langust.ru/review/lang_h02.shtml)

<С другой стороны многим удается скрывать скудость своих мыслей за обилием слов.> (http://www.langust.ru/review/lang_h02.shtml)

«Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь». (Гёте)

<Творить без помощи словесного языка могут многие творческие люди – композиторы, художники, актеры. Например, композитор Ю.А. Шапорин утратил способность говорить и понимать, но мог сочинять музыку, то есть, продолжал мыслить. У него сохранился конструктивный, образный тип мышления.> (http://www.langust.ru/review/lang_h02.shtml)

<Русско-американский лингвист Роман Осипович Якобсон объясняет эти факты тем, что знаки – необходимая поддержка для мысли, но внутренняя мысль, особенно когда это мысль творческая, охотно использует другие системы знаков (неречевые), более гибкие, среди которых встречаются условные общепринятые и индивидуальные (как постоянные, так и эпизодические).> (http://www.langust.ru/review/lang_h02.shtml)

<Некоторые исследователи (Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам) считают, что у нас есть очень отчетливое предвосхищение того, что мы собираемся сказать, у нас есть план предложения, и когда мы формулируем его, мы имеем относительно ясное представление о том, что мы собираемся сказать. Это значит, что план предложения осуществляется не на базе слов. Фрагментарность и свернутость редуцированной речи – следствие преобладания в этот момент в мышлении несловесных форм.> (http://www.langust.ru/review/lang_h02.shtml)

<Таким образом, обе противоположные точки зрения имеют под собой достаточные основания. Истина, скорее всего, лежит посередине, т.е. в основном, мышление и словесный язык тесно связаны. Но в ряде случаев и в некоторых сферах мышление не нуждается в словах.> (http://www.langust.ru/review/lang_h02.shtml)

Наши рекомендации