Природные свойства личности

Развитие индивида, как и любого живого существа, его по-ведение и познавательные возможности определяются прежде всего теми генными структурами, которые присущи человеку как биологическому виду. Вопрос о влиянии генного снаряже-ния на физическое и психическое развитие человека является чрезвычайно важным для понимания движущих сил развития его личности.

И в прошлом и в настоящее время этой проблеме было по-священо много исследований. Еще в прошлом веке была опуб-ликована книга Ф. Гальтона “Наследственность таланта. Ее за-коны и последствия”. В ней автор, на основе изучения родствен-ных связей многих сотен талантливых людей, пришел к выводу, что талант наследуется или по отцовской, или по материнской линии.

Начиная с 50-60 г.г. 20 столетия были проведены исследо-вания, направленные на изучение генетической обусловленнос-ти психики, поведения и их развития у различных видов живых существ. В связи с этим появились специальные разделы генети-ки: психогенетика, генетика поведения и генетика развития.

Без всякого сомнения в человеческом организме все его фун-кции и их развитие прежде всего связаны с генетическими фак-торами, которые определяют созревание всего организма, в том числе и головного мозга, и в связи с этим предопределяют пси-хическое развитие и поведение индивида.

Все прирожденные признаки организма, обусловленные ис-ключительно генетическим фактором, получили название гено-типа. Генотип определяет не только прирожденные признаки, но и является фундаментом для развития новых признаков, необхо-

димых для существования организма в усложняющейся среде. Он не определяет автоматически эти признаки. Они появляются по мере со-зревания организма в процессе активного взаимодействия со средой. Так, одним из генотипических признаков человека является прирож-денная способность к членораздельной речи. Но эта способность по-является не сразу, а постепенно по мере созревания речевого аппарата и соответствующих нервных центров при активном общении ребенка со взрослыми. Хотя потребность в общении возникает у детей доволь-но рано, но ни один ребенок не в состоянии осуществлять речевую деятельность раньше одного года.

В то же время известно, что одни дети начинает говорить немно-го раньше одного года, а другие - гораздо позже. Это, очевидно, объяс-няется тем, что в генотипе могут иметь место отклонения, которые способствуют или более раннему, или более позднему появлению при-рожденного признака.

Генотип, определяя прирожденные признаки в телесной орга-низации человека, является природной основой многих форм по-ведения и психической деятельности индивида, от генотипа за-висит проявление свойств темперамента, протекание простей-ших психических реакций, а также некоторые особенности по-знавательной и умственной деятельности.

В психологии все психические особенности человека, обус-ловленные генотипом, имеющие природную основу, входят в структуру “эндопсихики”. К эндопсихике относят такие психи-ческие свойства как впечатлительность, сообразительность, им-пульсивность, эмоциональность, выносливость, страстность, жиз-нерадостность, живость, хладнокровие, невозмутимость и др. Как видим, генотип может накладывать отпечаток на все сферы психической деятельности: на сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, волевые и другие свойства личности.

Генотип определяет типичные для данного вида существ признаки. Особенно заметным является влияние генотипа на динамику согревания всех функций организма, в том числе и головного мозга. Поскольку в генотипе могут иметь место отклонения как в лучшую, там и в худшую сторону, то уже в детском возрасте это оказывает большое влияние на инди-видуальное психическое развитие ребенка. У одних детей ум-ственное развитие задерживается, у других - идет ускоренным тем-

пом. В связи с этим появляются как умственно отсталые дети, так и одаренные. Благотворное влияние генотипа, в данном случае, рас-сматривается как дар природы, как прирожденное свойство чело-века.

В дальнейшем это свойство или развивается, или исчезает. Вот почему некоторые люди, являясь вундеркиндами в детстве, затем становятся обыкновенными людьми со средними способ-ностями. Другие развивают свой талант и добиваются выдаю-щихся результатов в творческой деятельности. К сожалению наука не может дать исчерпывающее объяснение этому явлению.

С возрастом, при нормальном развитии человека, роль ге-нотипа постепенно уменьшается и возрастает влияние среды и приобретенного жизненного опыта. Причем, одни полагают, что ведущую роль в психическом развитии играет генотип, а среда только корректирует наследуемые признаки, другие, что разви-тие есть результат взаимодействия генотипа и среды, третьи по-лагают, что развитие всех форм поведения и психики обуслов-лено исключительно воздействием среды. В действительности ни генотип, ни среда, отдельно взятые, не обеспечивают нормаль-ного развития всех человеческих свойств и качеств. В то же вре-мя при отсутствии нормального генотипа, как и при отсутствии человеческой среды, не может происходить нормальное разви-тие ни физических, ни психических свойств у индивида.

Какой же период развития зависит в наибольшей степени от генотипа, а какой от среды? Большинство исследователей скло-няются к тому, что генотип целиком и полностью определяет только те признаки, которые необходимы на начальной стадии развития.

У человека, как отмечает Р.С. Немов, генотип определяет целиком и полностью созревание организма и становление ос-новных форм поведения и психики только на начальном этапе развития. Так, в детском возрасте генотип определяет свойства темперамента, динамику проявления непроизвольных реакций и некоторые чисто человеческие формы поведения такие как плач, улыбка, хватательные движения, манипулирование предметами и др.

В дальнейшем заложенные в генотипе признаки представ-ляют собой лишь некоторую возможность для их появления, которая

может быть реализована только при наличии благоприятной среды и активного взаимодействия индивида с ней. Известный патопсихолог Равич-Щербо, основываясь на данных современной генетики, полага-ет, что наследуется не сам признак, а некоторая способность иметь его и что в результате взаимодействия генотипа и среды проявляется фенотипическое выражение этого признака.

Вновь сформированные признаки, возникшие на основе взаимо-действия генотипа и влияний среды, являющиеся прижизненным обра-зованием, получили название фенотипа. С образованием фенотипа пси-хология в настоящее время связывает психическое развитие человека и приобретение им социальных форм поведения.

При наличии нормального генотипа у любого индивида, в том числе и у дикаря, могут быть сформированы такие признаки фенотипа, кото-рые соответствуют той социальной среде, в которой происходит фор-мирование человека как личности. Так, французский ученый этнограф Вилар, путешествуя по Южной Америке, попытался изучить жизнь племени гуайяков, которые избегали контактов со всеми посторонни-ми людьми. Однажды обнаружив у костра группу гуайяков Вилар со своими спутниками приблизился к ним, но те, увидев их, поспешно уд а -лились, забыв в суматохе захватить с собой семимесячную девочку, которая осталась лежать у костра. Надеясь, что индейцы вернутся за ней путешественники разбили лагерь в этом месте. Но гуайяки боль-ше не появлялись в этих местах и все попытки найти их оказались тщетными. Тогда Вилар взял девочку с собой во Францию. Там она воспитывалась в его семье вместе с другими детьми, ничем не отли-чаясь от них. Получив среднее образование она поступила в универси-тет. Ус п е ш н о окончив университет она, как и Вилар, стала этногра-фом. Ее же соплеменники, продолжая жить в примитивной культурной среде, так и остались на низкой стадии умственного развития.

Попытки сформировать у детенышей антропоидов фенотипичес-кие признаки, присущие человеку, посредством воспитания их в детс-кой среде, как известно, не увенчались успехом. Так, известный психо-лог Ладыгина-Котс в 30-х годах воспитывала своего ребенка и дитя шимпанзе, начиная с первых дней после рождения и до преддошколь-ного возраста, создавая им абсолютно одинаковые условия существо-вания. В течение первого года почти не было никакого различия меж-ду ними: ни в психике, ни в поведении. Зато после первого года ее ребенок стал развиваться как человек, а Парис (так она назвала шим-

панзе) - как обезьяна. У ребенка с этого периода стало быстро разви-ваться предметно-практическое и речевое поведение и на их основе высшая форма психики - сознание, тогда как у Париса психика и пове-дение по-прежнему имели чисто животный характер. Данный экспери-мент был проведен Ладыгиной-Котс для того, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутое некоторыми психологами того времени по-ложение о том, что “обезьяна это почти человек”. Ответ Ладыгиной-Котс был однозначен: “Обезьяна никак ни человек”.

Невозможность сформировать у шимпанзе психику и поведение как у человека объясняется тем, что в генотипе антропоидов закоди-рованы признаки, обеспечивающие существование в природной среде, тогда как у человека в генотипе закодированы признаки, обеспечива-ющие существование не только в природной, но и в социальной среде.

Наши рекомендации