Разрешайте ребенку поболеть дома
Очень часто родители, боясь «вырастить двоечника» или не имея возможности взять больничный, отправляют ребенка в школу даже с первыми симптомами вирусной инфекции. Не повторяйте эту ошибку – вирусные инфекции в течение года встретятся вам еще не раз, а вынуждая ребенка переносить их «на ногах», вы подорвете его иммунитет. При первых же симптомах простуды старайтесь не допустить развитие болезни – скорее примите меры: дайте ребенку противопростудное лекарство, например, Оциллококцинум, прием которого на ранних стадиях заболевания помогает предотвратить его дальнейшее развитие. Если температура тела не превышает 38 градусов, достаточно уложить ребенка в постель, сделать влажный компресс. Если выше – дать Нурофен или Парацетамол и срочно вызвать врача на дом.
Школьник остается ребенком
Учеба ребенка в школе надолго изменит уклад во всей вашей семье. Но не спешите сразу навязывать ему роль идеального ученика и, тем более, записывать его в «кружки» или группу продленного дня. Ваш первоклашка – тот же ребенок, которому нужно спать не менее 11 часов в сутки и проводить 3-4 часа в подвижных играх на свежем воздухе. Поэтому в первый год учебы от дополнительных занятий лучше воздержаться или свести их число к минимуму.
Первый раз в первый класс
Если это скоро коснётся вашего малыша, то не будет лишним позаниматься с ним. Как? Например, протестируйте, может ли 5-6-летний ребёнок ответить на следующие вопросы?
- В какое время года снегопад?
- В какое время года листопад?
- В какое время года ледоход?
- В какое время года половодье?
- В какое время года идет дождь?
- В какое время года гроза?
- В какое время года появляются листья на деревьях?
- В какое время года птицы вьют гнёзда?
- В какое время года появляются птенцы?
- В какое время года день равен ночи?
- В какое время года можно увидеть росу?
- В какое время года бывает град?
- В какое время года бывает иней?
- В какое время года растут подснежники?
- В какое время года готовят сани?
- В какое время года готовят телегу?
- В какое время года река покрывается льдом?
- В какое время года у животных линька?
- В какое время года сеют озимые?
- В какое время года собирают урожай?
Проверьте, как ребенок справится со следующими заданиями.
Что из чего делают?
(В скобках даны возможные правильные ответы.)
- Что делают из муки? (хлеб,...)
- Что делают из молока? (творог,...)
- Что делают из шерсти овец и коз? (шерстяные нитки,...)
- Что делают из шерстяных ниток? (носки,...)
- Что делают из песка? (стекло,...)
- Что делают из глины? (кирпич,...)
- Что делают из металла? (инструменты,...)
- Что делают из нефти? (бензин,...)
- Что делают из хлопка? (ткань,...)
- Что делают из древесины? (мебель,...)
- Что делают из семян подсолнуха? (подсолнечное масло,...)
Что с чем делают?
- Песок сыплют, а воду ...
- Стол накрывают, а постель ...
- Котлеты жарят, а суп ...
- Цветы водой поливают, а огонь ...
- Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену ...
- Воду можно разлить, а горох ...
- Стол можно сломать, а стакан ...
- Сено косят, а волосы ...
- Нитки прядут, а холст ...
- Платье шьют, а шарф ...
Если ребёнок затрудняется, то попробуйте вместе поискать ответы. А через несколько дней опять задайте некоторые из этих вопросов.
Это занятие также расширяет кругозор и тренирует память.
Поиграйте с ребенком в игру "Говори правильно". Какое слово в предложении лишнее, ненужное? Как исправить предложение, чтобы оно стало грамотным?
1. В деревне жили старые старики.
(В деревне жили старики. В деревне жили старые люди.)
2. Ковер запылился пылью.
(Ковер покрылся пылью. Ковер запылился.)
3. Петя сконструировал конструкцию планера.
4. Мама посолила суп солью.
5. В саду гуляют маленькие малыши.
6. К весне зелень зазеленела.
7. У Юры жил молодой котенок.
8. Бабушка натопила жирный жир.
9. Липа пахнет запахом меда.
10. Солдаты переночевали ночь в землянке.
11. Толя спросил вопрос у учителя.
12. Незнайка был ленивым лентяем.
13. У меня есть деревянная деревяшка.
14. Антон попробовал кислую лимонную кислоту.
15. В комнате засветился свет.
16. У Саши в июле месяце день рождения.
17. На помощь смелому храбрецу прибежали товарищи.
18. Я видел эту квартиру своими глазами.
19. Валера рассказал интересный рассказ.
20. Малышка дрожала и шептала шепотом.
21. Дедушка был ворчливым ворчуном.
22. Мы с братом любим праздновать праздники.
23. В магазине продавались сладкие сладости.
24. Ворона клюнула клювом наглого кота.
25. На лугу белели белые ромашки.
26. По комнате прокатился круглый шар.
27. После кота на руке осталась поцарапанная царапина.
28. На рисунке Оля нарисовала лес.
29. Какая красивая красота!
30. Я люблю встречать утренний восход солнца.
31. На поле синели синие васильки.
32. У туристов всегда есть запасной запас воды.
33. Верблюды бродили в пустынной пустыне.
34. Вова Владимиров был сонливым соней.
35. Вчера мы купили много покупок.
36. Школьник узнал за год много знаний.
37. У кота голубоглазые глаза.
38. Старик связал связку дров.
39. Все восторгались геройским поступком героя.
40. Вдруг просигналил сигнал.
41. На ветвистых ветках висели яблоки.
42. Около курицы желтели желтые цыплята.
43. Мы отправили письменное письмо.
44. Клоун был веселым весельчаком.
Кризис семи лет
Возрастные кризисы – переходные этапы от одного возраста к другому. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов. Описаны следующие возрастные кризисы:
кризис новорожденности;
кризис трех лет - переход от младенчества к дошкольному возрасту;
кризис семи лет– соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту.
Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития ребенка (кризис 3-х лет может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,6; кризис семи лет может начаться в 6, если ребенок в этом возрасте идет в школу). На этих этапах происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).
Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т.д.), которые могут закрепиться при неблагоприятном исходе. Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых (родителей, педагогов).
Итак, кризис семи лет
Ребенок прощается с детским садом (если посещал его), и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет « малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.