Проблемы эффективности фокус-групп
Эффективность метода фокус-групп во многом определяется тем, насколько максимально условия в них приближены к условиям повседневного общения людей, насколько они привлекательны для участников и насколько они способствуют их естественному поведению во время группового обсуждения.
Известно, что в реальной жизни на характер восприятия различных объектов влияют не только сами эти объекты, но и мнения окружающих, которые катализируются в рамках свободного группового обсуждения. Аналогичные процессы протекают в фокус-группах. Обсуждения в них при адекватном руководстве со стороны модератора предстают как бы фрагментом привычного для всех общения, в ходе которого исследователь может не только собрать различные мнения, но и проследить, как происходит процесс психологического взаимовлияния и взаимодействия в межличностных коммуникациях.
Другой отличительной чертой фокус-групп, выгодно представляющей их по сравнению с остальными методами опроса, является то, что их участники в ходе дискуссии могут спонтанно выражать свои эмоции. Это делает участие в фокус-группах живым и привлекательным, дающим важную дополнительную информацию.
Фокус-группы способны создавать благоприятные условия для самораскрытия участников и искреннего высказывания мнений. Это обеспечивается за счет непринужденной атмосферы в группе, стимулирования высказываний как позитивных, так и негативных то-
чек зрения (ибо и те и другие важны для исследования), за счет того, что группы формируются на гомогенной основе (по признаку образования, социального положения и т.п.) и по преимуществу из не знакомых между собой людей, что само по себе способствует спонтанности, искренности высказываний.
Результаты качественных методов анализа сложнее исследовать, чем результаты количественных методов. Кроме того, метод фокус-групп предъявляет особые требования к ведущему: его работа — во многом искусство. Тем не менее практика показывает, что применение этого метода имеет хорошие перспективы.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем состоит назначение фокус-групп?
2. Каков основной психологический механизм фокус-групп?
3. В чем состоит основная задача фокус-групп?
4. Каковы основные этапы процедуры фокус-группы?
5. Каковы психологические и иные требования к участникам фокус-групп?
6. Каковы обычные способы рекрутирования участников фокус-групп?
7. В чем суть психологических особенностей поведения ведущего фокус-группы?
8. Каковы психологические особенности участников фокус-групп:
— "экспертов";
— "доминирующих";
— "застенчивых";
— "болтливых"?
9. Каковы эффективные стратегии поведения ведущего с такими участниками фокус-групп?
10. В чем состоит эффективность фокус-групп?
Примеры парадоксальной, провальной или двусмысленной рекламы
В заключение приведем несколько примеров рекламы, которые, надеемся, будут оценены не только как забавные, но и поучительные.
Парадоксальная реклама.Господа Антипов и Усманов образовали в Эстонии свою фирму и за 2 месяца увеличили свой товарный оборот в 6 раз — показатель для Эстонии беспрецедентный. Специалисты определили, что этому способствовало название фирмы. Ис-
тория эта выглядит так. В первый месяц работы бизнесмены подписали контракт с бельгийским представительством фирмы "Panasonic" о поставке в Эстонию телекоммуникационной техники с большими дилерскими скидками.
Президент представительства, взглянув на фирменный бланк, подписал все документы и пожал новым партнерам руки со словами: "Я уважаю деловых людей с хорошим чувством юмора". Смеялись и все последующие партнеры, а, смеясь, подписывали деловые бумаги. Когда в эстонской прессе появилась реклама "Добро пожаловать в (название фирмы)!", в центральном офисе фирмы стали раздаваться телефонные звонки, бизнесменам объясняли, какие ассоциации вызывает название их фирмы. Сначала стали готовить документы на перерегистрацию, а клиенты все шли и шли. Тогда решили оставить все как есть. Смешное объявление было предметом оживленных обменов мнениями. Совсем маленькая рекламная кампания дала тем не менее потрясающий коммерческий эффект. А название фирмы было "AnUs" (по две первых буквы из фамилий партнеров-предпринимателей). По-латыни "anus" — это конечное отверстие пищеварительного канала.
Одна норвежская компания по сбыту какого-то оборудования дала объявление, что ей требуется "деловой, общительный специалист по торговым операциям". На него не откликнулась ни одна душа. После публикации же повторного объявления, в котором говорилось, что компании срочно требуется "неподъемный лентяй с полным отсутствием деловой хватки для выполнения скучной обязаловки", немедленно откликнулись и подали заявления с просьбой принять их на работу 130 человек.
Провальная реклама.Информация о продаже автомобиля. Объявления, наклеенные на заднем стекле салона легкового автомобиля, предназначенного к продаже:
— не очень крупно, иногда жирно надпись — "Продам";
далее:
марка автомобиля; год выпуска; величина пробега; мелко — номер телефона.
Встречаются объявления этого рода, в которых указано все, кроме ... телефона!
Реклама сигарет "Pall Mall":
Щитовая реклама сигарет "Pall Mall" от фирмы "Rothmans". В самом верху щита очень крупно надпись: "Качество с любой точки зрения". Слово "Rothmans" изображено по принципу офтальмологической таблицы для проверки остроты зрения. Слева от этой таблицы — надпись (крупно): "Проверь твое зрение". Курьез в том,
что в самом низу щита в соответствии с законом о рекламе табачных изделий приведено предостережение, разумеется, буквами существенно более мелкого размера: "Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья". Вот уж действительно: проверь свое зрение!
Реклама сигарет "Ява Золотая":
Верхняя часть статуи Свободы в правом нижнем углу. Слева от нее — панорамный снимок верхушек небоскребов. Над всем этим с неба нависает большая коробка сигарет "Ява Золотая", навевающая представление о падающей бомбе. По верхушкам небоскребов проходит надпись: шрифтом белого цвета слово "ответный", шрифтом красного цвета и буквами размером в 2,5 раза крупнее — слово "удар".
Внизу как обычно мелким шрифтом строчка: "Минздрав России предупреждает: курение опасно для вашего здоровья".
Комментарий:
Непонятна целевая аудитория рекламы.
Если реклама рассчитана на американского курильщика, то следует иметь в виду, что в США, как известно, развернута сильнейшая антитабачная рекламная кампания, давшая, что тоже хорошо известно, впечатляюще высокий положительный эффект.
Реклама выполнена в форме экспансии, агрессии и угрозы со стороны России. Последнее — вечный политический стереотип американского менталитета. Работать на него — значит дать блестящую антирекламу российских сигарет.
Если реклама рассчитана на российского курильщика, то сомнительным выглядит американский фон (небоскребы и статуя Свободы) для пачки сигарет "Золотая Ява": слишком сложно для восприятия и ассоциаций.
Имеются различные версии этого типа рекламы, например, с изображением "Боинга", пикирующего на город, и другие, с той же самой надписью: "Ответный удар".
Реклама продукции фирмы "ВИНАП"
На щите изображен револьвер, нацеленный в лоб зрителю. В револьверном барабане — крышечки от всевозможных пивных бутылок. Надпись: "Невозможно отказаться от такого предложения".
Комментарий: Сюжет носит выраженно агрессивный по отношению к потребителю характер.
Двусмысленная реклама."Отдых в Сочи по сочинским ценам". Комментарий: ничего не известно про "сочинские" цены.
"Инструменты по ценам завода-изготовителя". Комментарий: ничего не известно про цены "изготовителя".
"Наши цены вас удивят!". Комментарий: "удивить" могут цены не только "смешные", но и "крутые".
Реклама сигарет марки «Bond». На фоне приятного глазу пикника крупно надпись: "Выбирай с умом". Учитывая, что реклама опять-таки сопровождается известным предупреждением Минздрава, это их "Выбирай с умом" — выглядит более чем двусмысленно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агрессивный маркетинг. — Самара. 1992.
2. Айзенберг М.Н.. Менеджмент рекламы. — М. 1991.
3. Аллен П. Учимся торговать/Пер. с англ. — Мн. 1996.
4. Артеменко В. Г. Реклама в торговле. — Новосибирск. 1996.
5. Бейти В. Предпринимательство: игра, чтобы победить//Аг-рессиниый маркетинг. — Самара. 1992.
6. Берд П. Продай себя!/Пер. с англ. — Мн. 1996.
7. Беттджер Ф. Вчера неудачник — сегодня преуспевающий коммерсант. — М. 1997.
8. Беттджер Ф. Обаять клиента. — М. 1995.
9. Беттджер Ф. Удачливый торговец. — М. 1997.
10. Бэрри Э. Карьера в рекламном агентстве. — М. 1997.
11. Введение в практическую социальную психологию. — М. 1996.
12. Викентьев И.Г. Приемы рекламы: Методика для рекламодателей и рекламистов. — Новосибирск. 1993.
13. Власова Н.М. И проснешься боссом... — Новосибирск. 1993.
14. Власова Н.М. Рекламный конструктор. — Новосибирск. 1998.
15. Власова Н.М. Шифр к сейфу покупателя. — Новосибирск. 1996.
16. Володеева В.Н., Исакова Г.А. Основы психологии торговой рекламы. — Л. 1983.
17. Гермогенова Л.Ю. Как сделать рекламу магазина. — М. 1994.
18. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. — М. 1994.
19. Горин С. Нэлпер в свободном полете. — Канск. 1997.
20. Гуревич П. С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. — М. 1991.
21. Дайбл Г. Улучшайте свою собственную организацию//Агрес-сивный маркетинг. — Самара. 1992.
22. Датян А. Реклама/Пер. с фр. — М. 1993.
23. Делл Д., Линда Т. Учебник по рекламе/Пер. с польск. — Мн. 1996.
24. Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. — М. 1984.
25. Деринг П. Хотите стать коммерсантом?/Пер. с нем. — М. 1994.
26. Джей Э. Эффективная презентация/Пер. с англ. — Мн. 1996.
27. Джефкинз Ф. Курс маркетинга. — М. 1993.
28. Джирард Д. Виртуоз торговли/Пер. с англ. — Мн. 1997.
29. Джонсон К. Стратегия продажи в сфере услуг//Агрессивный маркетинг. — Самара. 1992.
30. Для тех, кто хочет торговать успешно. — М. 1997.
31. Дэйян А. Реклама/Пер. с фр. — М. 1993.
32. Зазыкин П.И. Психология в рекламе. — М. 1993.
33. Картер Г. Эффективная реклама. — М. 1991.
34. Корэн Л., Гудмэн П. Искусство торговать, или Все о переговорах/Пер. с англ. — Мн. 1995.
35. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М. 1992.
36. Критсотакис Я. Г. Торговые выставки и ярмарки. Техника участия и коммуникации. — М. 1997.
37. Ладанов ИД. Практический менеджмент. Часть II. Менеджерское искусство. — М. 1992.
38. Лебедев А.Н. Особенности психологического воздействия в российской рекламе. — М. 1995.
39. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. — М. 1995.
40. ЛевинсонД. Партизанские войны в маркетинге//Агрессивный маркетинг. — Самара. 1992.
41. Левинсон Д. Зарабатывать деньги без работы//Агрессивный маркетинг. — Самара. 1992.
42. Мануйлов М.А. Психология рекламы. — М. 1925.
43. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. — М. 1996.
44. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. — М. 1996.
45. Оховен М. Магия энергичной продажи /Пер. с нем. — М. 1996.
46. Паккард Б. О психоанализе в рекламе//Бизнес для всех. 1994. № 27-28.
47. Перепелица В. Как рекламу сделать эффективной, или Как стать известным. — Ростов-н/Д. 1997.
48. Психология рекламы. — М. 1925.
49. Рафел М., Рафел Н. Как завоевать клиента /Пер. с англ. — СПб. 1996.
50. Рейтынбарг А. Реферат по книге Венса Паккарда "Скрытые увещеватели: психоанализ в рекламе". — М. 1968.
51. Рябинский Л. С. Поведение покупателей рыночной экономики.-М. 1991.
52. Скотт Дж. Учитесь эффективно продавать и управлять сбытом. — Киев. 1992.
53. Современный маркетинг/2?..Е. Хруцкий, И.В. Корнеева, В.Е. Ав-тухова. — М. 1991.
54. Старобинский Э.Е. Самоучитель по рекламе. — М. 1996.
55. Стюарт Г. Успешный менеджмент торговли. — Мн. 1996.
56. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. — М. 1989.
57. Филлипс У. Честный бизнес//Агрессивный маркетинг. — Самара. 1992.
58. Хопкинс Т. Искусство торговать. — СПб. 1996.
59. Хопкинс Т. Умение продавать для "чайников". — К. 1997.
60. Шандезон Ж., Лансестр А. Методы продажи/Пер. с фр. — М.
1993.
61. Шнаппауф Р. Практика продаж. — М. 1998.
62. Шук Р. Как стать профессиональным коммерсантом. — СПб. 1996.
Рудольф Иванович Мокшанцев ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ
Учебное пособие
Редактор Л. В. Бобылева
Корректор Г. М. Короткою
Компьютерная верстка Г. Б. Крюков
Оформление серии Е.А. Доний
ЛР№ 070824 от 21.01.93
Сдано в набор 20.09.2003. Подписано в печать 24.10.2003.
Формат 60x88/16. Бумага типографская № 2. Гарнитура «Times».
Печать офсетная. Усл. печ. л. 14,21.Уч.-изд.л. 13,98.
Доп. тираж 3000 экз. Цена договорная.
Заказ 798.
Издательский Дом «ИНФРА-М»
127282, Москва, ул. Полярная, д. 31 в
Тел.: (095) 380-05-40,380-05-43
Факс:(095)363-92-12
Е-mail: [email protected]
http://www.infra-m.ru
Отдел «Книга — почтой»: (095) 363-42-60 (доб. 246,247)
Отпечатано в полном соответствии
с качествомпредоставленных диапозитивов вОАО «Домодедовская типография»
142001, г. Домодедово, Каширское шоссе, 4, корп. 1.