Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролла Мэя
Слово «экзистенция» («существование») происходит от лат.- выделяться, появляться. Этим подчеркивается, что существование- не прозябание, не статический процесс, а динамический, т.е. рост — связано с возникновением и становлением. В норме человек всегда находится в состоянии превращения во что-то, причем люди благодаря самосознанию могут выбирать собственное бытие.
В процессе своего существования человек сталкивается с данностями существования: смертью, свободой, изоляцией, бессмысленностью. Они выполняют динамическую функцию по отношению к человеку - побуждают развитие его личности, его становление. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит лишь к иллюзорному решению проблемы.
Сталкиваясь с подобного рода опытами, люди могут пойти как по конструктивному, так и по деструктивному пути развития.
Деструктивный путь — многочисленные формы психологических защит от этих данностей.
Конструктивный путь - несмотря на страх, люди позволяют себе погрузиться в подобного рода опыт, что способствует их перерождению, иному пониманию ситуации, большему спокойствию, продуктивному функционированию.
Постоянные столкновения с проблемой при неумении ее пережить конструктивно для развития своей личности делают человека невротиком.
Главная цель работы с клиентом в рамках данного подхода состоит в том,чтобы помочь клиенту переключиться с деструктивного пути психологических защит на конструктивный путь ясного понимания и переживания реалий своего существования. Консультанты пытаются помочь клиентам идентифицировать неадекватные механизмы психологической защиты, осознать отрицательные последствия их действия. Они помогают клиенту найти иные, чем психологическая защита, способы совладания с тревогой, которую вызывает ситуация.
Экзистенциальный подходприменим в случаях, когда клиенты оказываются в экстремальной ситуации, связанной с какой-либо экзистенциальной проблемой: смертью, переходными периодами в личной жизни и работе, принятием важных решений, изоляцией.
Рассмотрим данности существования, вызывающие у человека экзистенциальный кризис и тревогу с ним связанную.
1. Смерть.Тревога, которую вызывает эта данность, всем субъективно знакома и не нуждается в комментариях.
2. Свобода.Человечество долгое время жило в рамках традиционных систем, когда выбор отсутствовал. Новое время открывает для человека возможность выбирать, но многие люди оказываются не готовыми выбирать. Они не знают, как и что выбирать, не ощущают ответственности за свой выбор, не умеют желать, проявлять волю, принимать решения и оставаться им верными.
3. Изоляция. Во всем мире происходит разрушение традиционных общинных связей и одновременно наблюдается рост самосознания. Озабоченные проблемами развития своего самосознания люди склонны изолировать себя от других в ответ на угрозу зарождающемуся у них чувству «Я». Однако природа человека такова, что подобного рода изоляция также вызывает дискомфорт. Путь, альтернативный изоляции, - все-таки вступать в общение, несмотря на угрозу своему внутреннему самоощущению. Этот путь предполагает развитие у себя ощущения внутренней силы, чувства уверенности, самобытности. Люди должны учиться испытывать подлинную стимулирующую любовь, приобретать навыки относительно того, как предлагать ее другим, уметь быть преданными другому и одновременно аутентичными в отношениях с этим другим.
4. Бессмысленность как отсутствие ощущения смысла у людей.Раньше люди не столько искали смысл, сколько получали его в готовом виде (например, через религию). Современная ситуация жизни европейского общества характеризуется тем, что каждый его член имеет представление о многих культурах и религиях и знает, что вопрос о смысле жизни в разных культурах и религиях решается по-разному. Ему труднее в этих условиях принимать что-то на веру. Современная жизнь требует поиска, выбора, иначе рискуешь остаться с ощущением бессмысленности. В прежние времена контакт с природой помогал человеку обрести смысл жизни. Красота и гармоничность природного устройства наводили на мысль о неслучайности человеческого существования, о высокой миссии человека в мире, побуждали искать свое место в ней. Урбанизация в значительной степени сократила влияние этого фактора. Работая, люди отчуждены от результатов своего труда. Это также способствует тому, что человек перестает замечать смысл своего существования. Если в прежние времена значительная часть времени людей была поглощена проблемами выживания, то сейчас люди имеют больше свободного времени для поиска смысла. Это создает ощущение вакуума в плане смысла, при этом человек не всегда задумывается о том, что смысл может быть найден, если его целенаправленно искать. Безработица, угроза ядерного уничтожения и глобального разрушения окружающей среды подчас создают у человека иллюзию отсутствия смысла жизни: «Если мир идет к концу, то зачем тогда все?» При этом человек зачастуюупускает из виду, что смысл своей жизни можно найти и при наличии этих реальных угроз.
Выделяют два типа механизмов деструктивной психологической защиты от тревоги, связанной с основными экзистенциальными беспокойствами:
1) обычные,которые работают независимо от источника тревоги; например, проекция, отрицание;
2) специфическиеот каждого из четырех экзистенциальных беспокойств, которые поддерживаются целыми культурами.
Рассмотрим специфические механизмы психологической защиты от основных экзистенциальных беспокойств:
v От тревоги, связанной со смертью,люди защищаются:
§ верою в свою особенность, собственное бессмертие и неприкосновенность;
§ верою в земного спасителя, который придет на помощь в последний момент. Такими спасителями могут быть народный целитель, знахарь, известный врач.
v От тревоги, связанной со свободой,люди защищаются посредством следующих
форм активности, которые помогают человеку избежать осознания ответственности за собственную жизнь:
- компульсивность (серийное поведение);
- перенос ответственности на других людей, в том числе на консультантов
- изображение себя невинной жертвой
- уклонение от автономного поведения
v от тревоги, связанной с изоляцией, люди защищаются тем, что перестают относиться к другим, как к самим себе;
- начинают манипулировать ими, использовать их для удовлетворения своих потребностей
- начинают использовать окружающих для самоутверждения в глазах других и в собственных глазах
- подчиняют себя другим, идут на слияние с другим индивидуумом или группой
- компульсивная сексуальность, когда с другими общаются как, с объектами, а не как с людьми
от тревоги, связанной с бессмысленностью, люди защищаются через следующие виды компульсивной деятельности- с маниакальным упорством добиваются денег, удовольствия, власти, признания, статуса, совершают просто какую-либо деятельность- участвуют в разных кампаниях, которые поглощают время. От тревоги, связанной с бессмысленностью существования, люди защищаются также через нигилизм. Нигилизм (от лат. ничто)- крайняя степень скептицизма, когда человек подчас отвергает и саму возможность объективно понимать окружающий мир, целенаправлено и осмысленно действовать в нем. При этом человек также отвергает наличие каких-либокритериев истины, общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру, формы общественной жизни, религиозность. Эта позиция в значительной степени публична: человек отвергает не просто, а напоказ, как бы просит, чтобы его остановили, чтобы ему показали, что и почему отвергать не следует. Нигилизм зачастую связан с натуралзмом, в данном контексте- повышенным интересом к физиологическим сторонам природы человека.