Раздел III Управление конфликтами
Глава 8
Организационный механизм управления
конфликтами и стрессами
8.1. Организация управления конфликтами и стрессами
Управление любой организацией определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты управляют путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс управления предполагает выполнение функций нормирования, планирования, организации, координации, мотивации, контроля, учета и анализа, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Кроме того, управление — это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
Достаточно оснований рассматривать управление как процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Одной из основных составляющих системы управления организацией является управление персоналом.
На рис. 8.1 представлены основные подсистемы и функции системы управления персоналом организации. По меньшей мере в двух из них — трудовых отношений и социального развития — присутствуют функции (соответственно) управления производственными и социальными конфликтами, а также стрессами.
Следует отметить, что в России до последнего времени в системах управления организациями отсутствовали работники-конфликтологи, а в должностных инструкциях руководителей и специалистов функции предупреждения и разрешения конфликтов не значились. В их обязанность входило создание лишь «нормального морально-психологического климата», это на деле означало маскировку наличия неизбежных в коллективе противоречий и конфликтных столкновений.
Там, где конфликты возникали, их разрешение возлагалось, как правило, на профсоюзные и другие общественные организации
им
| СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ |
ПОДСИСТЕМА ОБЩЕГО И ЛИНЕЙНОГО РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Функциональные
полсистемы
Подсистема
планирования
и маркетинга
персонала
Подсистема
найма и учета
персонала
Подсистема
трудовых отношений
Подсистема
условий
труда
Подсистема развития персонала
Подсистема мотивации повеления персонала
Подсистема
социального
развития
Подсистема
развития оргструктур упраапения
Подсистема
правового
обеспечения
Подсистема информационного обеспечения
Разработка кадровой политики. Разработка стратегии управления персоналом. Анализ кадрового потенциала. Анализ рынка труда. Организация кадрового пла-нирования. Планирование и прогнозирование потребности в персонале. Организация рекламы. Поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами
Организация найма персонала. Организация собеседования, оценки отбора и приема персонала. Учет приема, перемещений, поощрений и увольнений персонала. Профессией а л ь н а я ориентация персонала. Организация рационального использования персоната. Управление занятостью персонала. Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом
Анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений. Анализ и регулирование отношений руководства. Управление производственными конфликтами и стрессами. Социально-психологическая диагностика. Со-б л ю д е н и е этических норм взаимоотношений. Управление взаимодействием с профсоюзами
Соблюдение требований психофизиологии труда. Соблюдение требований эргономики труда. Соблюдение требований технической эстетики. Охрана труда и техника безопасности. Охрана окружающей среды. Военизированная охрана организации и ОТДеЛЬ-Н^К ДОЛЖНОСТНЫХ лиц
Обучение персонала Переподготовка и повышение квалификации персонаж. Введение в должность и адаптация новых ра-ботников. Оценка кандидатов на вакантную должность, текущая периодическая оценка кадров. Организация рационализации и изобретательства. Рационализация деловой карьеры и служеб-но-профессионального про-движения. Организация работы с кадровым резервом
Управление мотивацией трудового поведения. Нормирование и тарификация трудового процесса. Разработка систем оплаты труда. Разработка форм участия персонала в прибылях и капитале. Разработка форм морального поощрения персонала. Организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом
Организация общественного питания. Управление жи-лишно-быто-вым обслуживанием. Развитие культуры и физического воспитания. Обеспечение здравоохранения и отдыха. Обеспечение детскими учреждениями. Управде н не социальными конфликтами и стрессами. Организация социального страхования. Организация продажи продуктов питания и товаров народного по-треблення
Анализ сложившейся оргструктуры управления. Проектирование новой оргструктуры управления. Разработка штатного расписания. Формирование новой оргструктуры управления. Разработка и реализация рекомендации по развитию стиля и методов руководства
Решение правовых вопросов трудовых отношений. Согласование распорядительных документов по управлению персоналом. Решение правовых вопросов хозяйственной деятельности. Проведение консультаций по юридическим вопросам
Ведение учета статистики персонала. Информационное и тех-ническое обеспечение системы управ л е н и я персоналом. Обеспечение персонала научно-технической информацией. Организация патентно-лицензионной деятельности. Организация работы органов массовой информации организации
Рис. 8.1. Место управления конфликтами и стрессами в системе управления персоналом организации
й ^ -2 = I О я ^ в С ■< 2 <*5 й о чз 5 43 » п = й ^ и га *■§ Iя 6 а о § * а 8 о 5 з ■& ^ 3 * 5 "О ч о о » Й "в- 2 Еда ■в- » ° а г х 3 2 |
9- |
5 ° я о а аз аз со I Ьа аз г» х г? |
■о |
т. |
*0 со |
ё#. |
5 з |
Ъ •§- |
2 © |
з •< та |
О == О» « ^ 2 а ё * мае л а: р - -о 2 а а 2 га й а |
X ■ о н о |
^-ч р ш |
9" оо ъ а ^ ■ Р « о Й |
а а о а |
О) (О
& з Ь
3$ а — с |
III
-я
71 Н
о X |
О 2 -5
о
ч
а тз |
А о 5
о
о |
а |
К о
1* » й »
•3 ■* ~ Е
О -о го га
о и л>
2Ь
о о и
и Н -ч
2 о Е 3 х в Я I 8 3 о\ в о ч; а ~ X о |
О а
о а
4 х _
° — 5
о |
гЧ в
о —
^ 5 а
Й 2 «
2 2 -I
о а "о
О, I а
а от
=* а о яд-4 X " I а ° 2 о 3 -1 о й з от о ^ |
А 55
5 ^° ^
ОН ; 3
* * 5Г в
■9- 2 3 ^
3 га * н
3 2 * ^
3 2 * 3
2 а 2 га
'2 |
А .3 2 а
■5 -3 ^3
з^е |
1 Р О
Л.— п
II |
12 а\ о
2 Ьл о
» • *
2 ^^ О
А ЬЗ
а "°
о л а * в а а -о II 2 5 |
т -е- у
* I о 8 " а
»I а » ■Э-* а о тз -а И а |
а а « а •< 2
х2ч
0 ч И
1м
В в с 5 п га
сп а "< а 05 ^а &>| *:Й !81г |
1 о Я Е н » « "•<
2 я а
га ° 2 5; "< а ° ^ о
Ь с 2
тз а = •< а •в-
«о
га -3 « г *
с. -а -
>= К. =
о 2 а ■а 3 *
_ га с
Э н * о _ о ж Е ж
С П (I
О -а
•е- г |
' х о 2
о
О!
Е
2 в и га га
II
^ Э ^
о- О л X *• *
2 §а §•!§
V X. Ь
-г ж га
2^ I 2 - о |
ё <5 Ё |
2 5 |
а о О га |
а 3 *=■ _ г* га
«" X
О -в-
- -г «
^ г Й
"г аз 2
1|1
X и ^
0 я о
°" "о 2
т 5 В
^ 03 -Г
Е
•а " I
оэ ^ вз
Е 7% 6
3 в I
13 Я 3
? -о о
Я "3
5 я г
Х о 2
"Г "^
Й 2 о
■е- ? »
з та п>
5 5 2
1 3 2
О <т> _,
О х 11
« 2 2
С л 2
го ^ Ь
0 тз <т>
Н 1Г I
03 X "Г
Ьз я Е
П1 ^ Е
1 «< С6
о
н •
<■> с;
° ^?
аз оэ
а 5 <г
з:
а
■а о
5 и со О
о
СИ
I 1
О
о
с
03 1э О"
I
7;
о
I
•е-
чаз
2 3
I
3 =
ГЗ аз
О 3
Е "
п з
з >о
о 3 х о о 3 |
3: ГО
О "О
Е з о |
Со О
аз
О О
Ч з о Е
Г» Г» 3 3 N з з л 1-5 з г |
ВЗ
• "5 оо
О 3
О о з
С ■ оэ
3 оо о
В |
г 3
о
аз
XI
X
З со
^ "О а 2
<т> 2 О 3
5 =
О Р.
7! аз
О 3
3 оз
о
н г;
•о о
"5 х
= I
о ■е- 2 «< * 34 03 3 *- |
° I
о ®
аз 3
■о та
вэ 3
Й аз
Та Е
03 ^
Г О
о — л
О ^ I
Я § 5
О з лз из-,
2 г %
Й ■ з
х 3 )зз » |
§ о "5 н о ■д
о
3 2 О о О О на п |
та
аз
з
г
х
Е н ч со |
о
-. . О
о- «< та
Е ?о —
Л1 П
а
П та
со ^ п> э з Р |
3 -5
О Ч
з 8
з ^
;* з
З та
О о
Е
О СП Е п о - Ч и о: - л з |
7%
О
5 «
3 03
*8I I с оз оз 3 о Ь 3 2 аз |
С Во
та
X
о о о о\ о
Е Й
3 о ^ о |
ч =
СП (И о Ч О |
а
2 с зс & г, |
Ч о
з ° ч
03 03
Х о
г> 03
3 °»
3 3
2 3
3 23
Ь _
Е х
3: |
з
О N
Ь з
СГ 03
2=
03 03
вз ч О" 34 о 3 54 ч |
о
Е
аз Ч а
-
о ч а Р9
и
а з о
О ч
Ьэ
З -о та
-1 <<
О 34
Е§
аз ч
Ь
х
3 3
ч о ч !э 3 3 3 о 3: |
ч ■<
З з
та
о
Таблица 8.1 Оперограмма процесса управления конфликтами в отделе трудовых отношений
№ п/п | Функции | Исполнители | ||||
Нач. отдела | Зам. нач. отдела | Конфликтолог | Психолог | Социолог | ||
! | ||||||
Проведение социологических опросов, социально-психологических исследований | Р | К | П | 0,У | 0,У | |
Проведение лекций и семинаров в подразделениях | Р | К,0 | У | У | У | |
Обеспечение руководителей организации литературой по конфликтам | Р | К,0 | П,У | П | П | |
Информирование работников об общих рекомендациях по разрешению конфликтов | Р | к | 0,У | У | У | |
Информирование работников предприятия о его социальном и экономическом положении на текущий момент | Р | К,0 | У | У | у,п |
Условные обозначения:
О — отвечает за выполнение функции;
У — участвует в выполнении функции;
П — предоставляет необходимую информацию, исходные данные;
К — контролирует;
Р — принимает решение.
коллектива руководителям всех уровней рекомендуется показывать личный пример уважения к работникам старших возрастных категорий, применять методы воспитания (убеждения, порицания) в отношении молодых работников, определять степень совместимости сотрудников с помощью специальных тестов, используя их результаты при даче поручений на совместно выполняемую работу.
Вместе с тем в поле зрения руководителей фирмы находится стимулирование конструктивного поведения работников в конфликтных ситуациях. С учетом делового или личностного вида возникающего конфликта ставится цель либо придания ему позитивной направленности, либо устранения (ликвидации) самого очага напряженности. При этом используются средства как
Таблица 8.2 Информационные связи отдела трудовых отношений (ОТО) (состав основных документов)
Откуда поступает | Куда направляется | Какая документация |
I | ||
Юридический отдел | ОТО | Заключение, письменные и устные справки по правовым вопросам; исковые заявления и претензии по вопросам, подведомственным отделу; договоры для проработки и исполнения |
ОТО | Юридический отдел | Справки, заключения, расчеты и др. подлинные документы или их копии для предъявления претензий, преддоговорных и имущественных исков и отзывов |
Комиссии по трудовым спорам (КТС) | ОТО | Информация о поступающих в КТС жалобах и копии решения об их рассмотрении |
ОТО | Комиссии по трудовым спорам | Письменные и устные справки по методологическим вопросам социологии, психологии, конфликтологии |
Профсоюзные комитеты | ОТО | Предложения по совместной подготовке и проведению лекций и семинаров в цехах и отделах |
ОТО | Профсоюзные комитеты | Письменные и устные справки по методологическим вопросам социологии, психологии и конфликтологии |
Отдел кадров | ОТО | Сведения о численности работников на предприятии и в подразделениях |
ОТО | Цехи, отделы и др. подразделения предприятия | Анкетные и опросные листы |
Цехи, отделы и др. подразделения предприятия | ОТО | Информация о социально-психологическом климате в коллективах, отношении к руководству предприятия и его подразделений, наличии недовольства и возможности конфликта |
Предотвращение негативных последствий конфликтов в коллективе
Устранение деструктивных конфликтов |
Поддержание благоприятного
социально-психологического
климата в коллективе
Правильный выбор методов устранения конфликтов |
Предотвращение конфликтов |
Профилактика
конфликтных
ситуаций
Стимулирование конструктивного поведения работников в конфликтных ситуациях |
Реализация мероприятий по профилактике конфликтных ситуаций |
Планирование мероприятий по| профилактике конфликтных ситуаций |
Принятие и реализация
управленческих решений на
ранних стадиях зарождения конфликта
Рис. 8.2. Цели системы управления конфликтами в фирме «ФОБОС»
Правильный выбор стиля руководства
Учет совместимости членов коллектива |
Совершенствование организации индивидуального труда |
Выявление конфликтных личностей
Учет особеностей
неформальной
структуры коллектива
Совершенствование
системы
оплаты труда
Рис.8.3. Направления профилактики конфликтных ситуаций
в фирме «ФОБОС»
оошрения, убеждения, так и порицания, побуждения. Подобные меры спо-обствуют повышению эффективности совместной деятельности сотрудников, озволяют сводить к минимуму негативные последствия конфликтных столк-овений.
Практика разрешения конфликтов в фирме «ФОБОС» предполагает про-едение опросов, чтобы путем изучения ответов получить представление о складывающихся среди сотрудников взаимоотношениях. В зависимости от результатов такого изучения определяются глубина конфликтных противоречий, степень активности конфликтующих, а также меры (административные, психологические или педагогические) воздействия на конфликтное поведение.
К примеру, обнаруживается организационный по характеру, скрытый по форме и вертикальный по направленности конфликт: сотрудник не удовлетворен оплатой своего труда, размер которой определяет его непосредственный руководитель, но открыто свое недовольство не высказывает. В такой ситуации у руководителя есть двоякий выбор: либо пойти на уступку подчиненному, повысить его заработок, не доводя дело до открытого конфликта, активного протеста со стороны продуктивно работающего сотрудника; либо пренебречь скрытым недовольством подчиненного, указать ему на недостатки в работе, которые мешают ставить вопрос о повышении оплаты его труда.
По схожему «сценарию» руководителю рекомендуется поступать и в случае обнаружения эмоционального конфликта (ссоры) между его подчиненными. Только в этом случае руководитель должен либо убедить участников конфликта соблюдать установленные «правила игры», общепринятые нормы поведения, либо выступить посредником, побудить оппонентов уладить свои расхождения миром.