Критерии оценки ответа студента на семинаре, защите проектировочной работы или программы, представлении сообщения по теме

критерии количество возможных баллов оценка ответа студента
умеет представить материал в доступной для восприятия и понимания форме (устный характер речи, рассказ вместо чтения)  
умеет систематизировать, обобщить материал, выделить главное, представить в графической, табличной и т.п. форме  
умеет творчески переосмыслить материал, оригинально представить его  
умеет выделить педагогический смысл изучаемого материала, предложить возможности применения на практике  
умеет организовать работу с аудиторией (наладить дисциплину, управлять звучанием голоса, отвечать на вопросы)  
самостоятельность работы (примеры из своей практики, собственное видение вопроса, постановка спорных вопросов, выражение несогласия с заявленной теорией, подтвержденная обоснованиями)  

Шкала оценки:

0-3 «неудовлетворительно»

4-6 «удовлетворительно»

7-9 «хорошо»

10-12 «отлично»

Приложение 5

«Определение типа темперамента сокурсника»

Тип, форма, способ выполнения: практикум (аудиторная, письменная)

Возможности пересдачи:

домашнее выполнение работы по алгоритму

Оцениваемые результаты:

- умение выявлять индивидуально-типологические особенности ребенка

- умение работать с профессиональной информацией (анализировать, систематизировать, обобщать, выводить умозаключения и т.п.)

- умение презентовать результаты исследований, оформлять отчеты

Задание:

Определить тип темперамента одного из сокурсников. Фамилию и имя сокурсника указать в работе!

Алгоритм выполнения:

1) изучить психологическую характеристику каждого типа темперамента: холерического, сангвинического, меланхолического, флегматического,

2) прочитать лекцию свойства темперамента, их соотношение у разных типов,

3) вспомнить факты поведения у сокурсника по каждому свойству темперамента, для взаимосвязанных свойств (активность-реактивность, пластичность-ригидность, интроверсия-экстраверсия, возбудимость-устойчивость) определить: какое качество выражено сильнее, либо в равной мере

4) соотнести проявления свойств темперамента сокурсника с таблицей сочетания этих свойств у каждого из типов темперамента, на этом основании сделать вывод о доминировании конкретного типа темперамента (нужно иметь ввиду, что сходные типы не определяются совместно, например сангвиник и холерик, у них действительно много общих черт, но у человека только одна нервная система и два типа темперамента быть не может, но могут быть черты другого типа темперамента помимо доминирующего)

5) изложить заключение о проявлениях свойства темперамента письменно, подтверждая выводы фактами поведения

6) сделать вывод о том, какой тип темперамента доминирует, а также указать какие черты нехарактерные для этого типа также можно устойчиво наблюдать у этого человека в типичных ситуациях.

«Определение самооценки сокурсника»

Тип, форма, способ выполнения: практикум (аудиторная, письменная, по алгоритму)

Возможности пересдачи:

домашнее выполнение работы по алгоритму

Оцениваемые результаты:

- умение выявлять индивидуально-типологические особенности ребенка

- умение работать с профессиональной информацией (анализировать, систематизировать, обобщать, выводить умозаключения и т.п.)

- умение презентовать результаты исследований, оформлять отчеты

Задание:

Определить тип самооценки сокурсника: адекватную, завышенную, заниженную. Фамилию и имя сокурсника указать в работе!

Алгоритм выполнения:

1) изучить критерии оценки типа самооценки (раздаточный материал в кабинете психологии)

2) в течение недели вести наблюдение за поведением сокурсника, особенно в ситуации оценивания или самооценивания, регистрируя факты, которые подтверждают проявление каждого из критериев самооценки

3) письменно изложить промежуточные выводы по каждому критерию, подтверждая их фактами наблюдения за сокурсником,

4) сопоставить все промежуточные выводы, и определить в пользу какого типа самооценки свидетельствует большинство выводов. Написать итоговый вывод, который может содержать указание на снижение или завышение самооценки только по каким-то отдельным ситуациям (в какой-то области, например, в общении с людьми более высокого статуса)

«Определение готовности ребенка к школе»

Тип, форма, способ выполнения: решение ситуационных задач (письменная, аудиторная)

Возможности пересдачи:

1) взять готовую задачу и решить ее письменно дома (с понижением отметки)

2) самостоятельно описать наблюдения за ребенком и сделать заключение об уровне готовности к школе,

Оцениваемые результаты:

- знание содержания понятия «готовность к школе»,

- знание аспектов готовности к школе: физическая, педагогическая, психологическая,

- знание компонентов психологической готовности к школе: личностной, интеллектуальной, социально-психологической

- умение спроектировать пути профилактики неготовности к школе,

- умение наметить пути коррекции недостатков развития

Задание:

1) определить уровень готовности ребенка к школе,

2) наметить пути коррекции по тем качествам, которые не сформированы в достаточной степени, рекомендации по выбору типа школы

Алгоритм выполнения:

1) изучить содержание лекции по данной теме или материалы учебного пособия по курсу «Психология»,

2) внимательно прочитать задачу,

3) выявить особенности поведения ребенка, проявления разных компонентов и аспектов готовности, сделать промежуточные выводы об уровне физической, педагогической и личностной готовности,

4) сделать общий вывод об уровне готовности ребенка, выделив проблемные качества и компоненты,

5) составить перечень возможной мер по коррекции недостатков развития, связанных с уровнем готовности к школе.

«Особенности общения младших школьников»

Тип, форма, способ выполнения: семинар (подготовленный, микрогрупповая работа, выступление от группы)

Возможности пересдачи:

подготовка реферативной работы, охватывающей все поставленные для семинара вопросы

Оцениваемые результаты:

- знание возрастных особенностей общения

- умение ориентироваться в работе на возрастные особенности младших школьников

Задание:

Подготовить сообщение об особенностях общения в младшем школьном возрасте

Примерные вопросы:

1) общение между мальчиками и девочками,

2) условия и основания для возникновения дружбы,

3) роль учителя в развитии общения между детьми,

4) психологические качества популярных и непопулярных детей

5) влияние совместной деятельности на общение детей

6) особенности общения с учителем

7) особенности общения в семье

Алгоритм выполнения:

1) выбрать интересующий вопрос,

2) подобрать источники информации, собрать информацию, вычитать,

3) выделить ключевые характеристики по интересующему вопросу, переформулировать фразы из источников на понятном обучающемуся языке, сформулировать в более компактном (тезисном) виде, убрать лишние подробности и контекстные рассуждения,

4) установить логические связи между тезисами для рассказа,

5) подобрать из жизни примеры, иллюстрирующие выделенные тезисы,

6) рассказ должен составлять 2-3 минуты!

7) оформить тезисы в письменном виде

Наши рекомендации