Тема 1. Семья, понятие, форма, специфика, функции, типология
Санкт-Петербургская академия
Управления и экономики
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология семьи
Для специальности 030301.65 «Психология»
Санкт-Петербург
Г.
ББК 88.5
УДК 364.64
К 89
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию
кафедрой психологии.
Протокол от 10 октября 2007 г. №2.
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления.
Протокол от 17 октября 2007 г. № 2.
Кукулите Т. Г.
Психология семьи. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. – 71с.
Учебно-методический комплекс, включает основные требования и организационно-методические указания по изучению психологии семьи, рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, рекомендации по выполнению контрольных работ, порядок проведения контроля качества подготовки обучающихся по дисциплине, содержание контролирующих материалов, глоссарий. Курс знакомит студентов с психологическими исследованиями брака и семьи, рассматривает факторы, влияющие на качество брака, цикл развития семьи, ролевую структуру семьи, распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение и установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, эффективность различных паттернов воспитания, психологические особенности родителей и их детей. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по специальности 030301.65 «Психология» и направления 030300.62 «Психология» Данный учебно-методический комплекс может быть также использован при подготовке студентов по специальности 030602.65 «Связи с общественностью».
© СПб Академия управления и экономики, 2007
©Т.Г. Кукулите, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Рабочая учебная программа дисциплины | |
2. | Общие методические рекомендации по изучению дисциплины | |
3. | Методические рекомендации к практическим занятиям | |
4. | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов | |
5. | Методические рекомендации по выполнению контрольных работ | |
6. | Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов | |
7. | Глоссарий |
1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель учебного курса: интегрировать знания студентов из различных отраслей психологии для понимания особенностей развития семьи и семейных отношений, а также инициировать исследовательскую и практико-ориентированную активность студентов в области семейных отношений.
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. дать систематизированное обзорное представление об эволюции семейных отношений, ознакомить слушателей с понятиями и терминами, относящимися к теории семейно-брачных отношений.
2. рассмотреть процесс формирования отношений на различных этапах жизненного цикла развития семьи; познакомить студентов с основными социально-психологическими проблемами семьи в российском обществе и мировом контексте.
3. Показать возможность практической психологии в работе с семьей.
В результате изучения дисциплины студенты должны
иметь представление:
· об эволюции семейных отношений
· о динамике развития и кризисных периодах семейных отношений
· о психологической помощи семье.
знания:
· особенностей эволюционного развития института брака и семьи в контексте философско-типологического подхода
· основных ценностей семьи и семейных отношений как микросоциума
· психологических особенностей, происходящих в современной российской семье и деструктивных, девиантных типов поведения, характерных для современного российского общества
· демографических тенденций в российском обществе на рубеже XX-XXI в. и перспектив развития семьи в современных социально-экономических условиях
· нравственно-этических брачных установок молодежных групп, отношения молодежи к семейным ценностям, что является условием прогнозирования типов брачного поведения.
умения:
· определять объективные и субъективные причины, вызывающие дисфункции семьи
· приобретать новые знания самостоятельно, интегрировать общенаучные, социологические, психологические, педагогические, и др. знания для решения теоретических, практических и профессиональных проблем по психологической помощи семьям
навыки:
· научных исследований в более узких направлениях по проблемам семьи
· психологической помощи дисфункциональным семьям
2. Организационно-методические указания
Данная программа построена в соответствии с требованиями программы Государственного образовательного стандарта по специальности 030301.65 «Психология» и направления 030300.62. «Психология». Содержание курса «Психология семьи» направлено на формирование адекватного представления о предмете и задачах психологии семейных отношений на современном этапе, ее основных направлениях, возможностях практического использования.
Дисциплина «Психология семьи» входит в цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, дисциплина по выбору. Преподавание дисциплины базируется на знаниях полученных при изучении курсов «Философия», «Социология», «Общая психология», «Общий психологический практикум». «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология». В сою очередь знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов «Семейное консультирование». «Психологическое консультирование детей и подростков».
Изложение материала курса сосредоточено на исследовании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, семейных интеракциях, супружеских проблемах, детско-родительских отношениях в семье, социальном и институциональном контекстах семьи, организации и динамике семейных отношений, вопросах психологической помощи семье.
Программа курса «Психология семьи» реализуется в форме лекций и практических занятий. Широко используются дискуссии по проблемным вопросам, целью которых является развитие психологического мышления студентов. В целях активизации мыслительной деятельности студентов, развития способности анализировать научные и практические проблемы необходимо включение в лекцию следующих методов и приемов: элементов диалога, эвристической беседы, групповой дискуссии.
Практические занятии с элементами семинара проводятся в форме: вопросно-ответный семинара; развернутой беседы на основе заранее данного студентам плана; устных докладов студентов с последующим обсуждением их; обсуждения письменных рефератов; теоретической конференции; семинара-диспута; комментированного чтения источников и др.
Возможные способы организации работы на практических занятиях: фронтальный, групповой, парный, индивидуальный. Методы и приемы: дискуссия, метод «мозговой атаки», метод «круглого стола», анализ и решение практических ситуаций, задач, предложенных как преподавателем, так и разработанных самими студентами, творческие задания.
Формы и содержание текущего контроля: подготовка к семинарам и практическим занятиям, участие в них; индивидуальные (групповые) доклады; письменные работы, связанные с проверкой усвоения основных понятий темы; тестирование; анализ проблемных ситуаций; решение психологических задач, практических ситуаций; выполнение творческих заданий.
Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или тестирования.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета.
Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на итоговом междисциплинарном экзамене по специальности.
Отчетные материалы: обобщающие схемы, таблицы по темам курса; разработанные проблемные вопросы, задания, конспекты первоисточников; результаты исследований; выполненные творческие задания; и др. отчетные материалы (см. методические указания к самостоятельной работе студентов).
II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Семья, понятие, форма, специфика, функции, типология
Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.
Понятия «семья» и «брак». Исторический очерк становления психологии семьи. Эволюционный подход в изучении психологии семейных отношений. Функционализм. Этологический подход. Эмпирический подход. История психологических исследований семейных отношений. Сциентистский подход
Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества. Кровнородственная семья. Групповой брак. Полигамия: полигиния и полиандрия. Парный брак. Патриархальная семья. Моногамная семья. Нуклеарная семья. Традиционные и современные функции семьи.